В социологии проблемам социального управления всегда уделялось большое внимание. Они вызывают повышенный интерес и сегодня. В первую очередь это связано с общей тенденцией общественного развития, проявляющейся в усилении акцента на социальную среду и все, что с ней связано. Современное общество все более социализируется, делает упор на социальное развитие личности. В связи с этим проблемы социального управления привлекают внимание не только социологов, но и экономистов, и политологов, и психологов, и географов, и др.
Изучение проблем социального управления особенно актуально для современной России.
В силу недостаточной разработанности темы остановлюсь только на некоторых проблемах социального управления и путях их решения.
Вопросы
1. Роль социального управления в современном российском обществе.
2. Основные составляющие социального управления: пути и методы активизации.
1. Роль социального управления в современном российском обществе
В нашем обществе сложилась во многом парадоксальная ситуация. Ее суть заключается в том, что, с одной стороны, федеральные и местные органы власти за годы реформ приняли и продолжают принимать массу законных и подзаконных актов, разрабатывают и утверждают многочисленные целевые и комплексные программы, прямо или косвенно связанные с вопросами социальной политики и управления, а, с другой стороны, положение дел по этим вопросам не только не улучшается, но даже обостряется. Нет ни одной сколько-нибудь крупной федеральной или местной социальной программы, которая была бы реализована хотя бы наполовину. Не лучше положение дел и в регионах. По материалам конференции «Оценка национального богатства страны» (см.: Юрков Д. Страна «потерянного» богатства // Экономика и жизнь. 1998. №50. С. 1). За годы реформ (1991-1997 гг.) прямые потери национального богатства России составили 1,2 трлн долларов США. Для сравнения - в период второй мировой войны – 420 млрд долларов. За последние семь лет остановилось более 70 тыс заводов и фабрик, численность занятых снизилась на 8,2 млн человек. Резко упал жизненный уровень значительной части населения. По важнейшим социальным индикаторам Россия оказалась за порогом допустимого. Отсюда рост социальной напряженности и конфликтности в российском социуме, экономическая и духовная деградация общества.
В чем причины такого положения? Они глубоки и многогранны. Не случайно, что по этому вопросу нет единой точки зрения. Более того, даже крупными учеными, политиками и практиками часто высказываются диаметрально противоположные мнения. На первом этапе вхождения российского общества в рыночные отношения господствовала официальная доктрина, согласно которой рынок является главным регулятором внедрения новых общественных отношений не только в экономике, но и во всей социальной жизни. Из этой доктрины следовал конкретный практический вывод: государство должно отдавать все рычаги по управлению экономикой рынку. Отсюда неизбежно в новые экономические отношения попали те отрасли и сферы общественной жизни, которые по своей природе являются антирыночными. К ним относятся сельское хозяйство, здравоохранение, культура, образование и другие. В современных развитых странах они выделены из рыночных отношений, государство оказывает им существенную поддержку. Большую роль в развитых странах играет так называемый третий сектор экономики, или некоммерческий сектор. В нем создано почти 30% всех рабочих мест. В нашей же стране третий сектор экономики только начинает развиваться, по существу не получая даже самой минимальной поддержки со стороны государства.
Определяя роль и место стихийного рынка, нельзя не принимать во внимание и международный аспект. В мире развитой экономики чистые рыночные отношения имеют тенденцию блокировать вхождение в рыночную систему новых агентов, оставляя им подчиненные или слабые позиции (см.: Что такое современный рынок? (встреча в редакции с американскими экономистами)// Проблемы теории и практики управления. 1997. № 6. С.9).
После почти десяти лет неудач в реформировании общества многим стало очевидно, что стихийный рынок как главный рычаг переустройства общественной жизни еще более усугубляет положение дел. Но осознание пагубности старой доктрины ничего не меняет в реалиях, если не будут предприняты практические меры по усилению роли государства при переходе к новой модели общественного развития.
Однако корень неудач в реформировании общества гораздо шире и глубже. Ведь речь идет не просто о смене административно-командных методов в управлении экономикой на рыночные, а о новой модели общественного развития. Часть причин неудачного реформирования общества - в продолжающейся политизации и популизме государственных деятелей, в приоритетности политики над экономикой, в живучести командно-административных методов управления, в отсутствии целевой законодательной базы в отношении социальной политики, в высокой степени криминализации социально-экономических и властных отношений*, в непродуманной налоговой политике государства, в отсутствии протекционизма по отношению к отечественному производителю. Не преодолен монополизм в экономике, политике, мышлении. Реформирование экономической среды шло и продолжает идти в отрыве от социальной и духовной сферы, что не может не породить еще более острых проблем и противоречий. При переходе к рынку не были учтены возможные отрицательные последствия. А главное, по моему мнению, - была принижена роль социальных регуляторов в рыночных отношениях.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.