Социальное управление в реформировании российского общества. Роль социального управления в современном обществе, страница 2

Сложность преодоления перечисленных и других причин, тормозящих вывод российского общества из кризиса, заключается в недооценке структурно-функционального и системного подхода в социальном управлении обществом на всех его уровнях. Дело в том, что от старой парадигмы социального управления отказались, а новую не создали, и не очень-то озабочены ее отсутствием. Парадигма социального управления советского периода, несмотря на многие ее недостатки, на преимущественно одностороннюю направленность, - «сверху – вниз», - работала в системном режиме. При любом ее сбое государственно-партийные чиновники пытались в рамках господствующей идеологии внести вполне осмысленные коррективы. Трезво оценивая старую систему социального управления, нужно признать, что не все в ней было по своему содержанию административно-командным и закостеневшим. Это относится и к ряду довольно продуктивных теоретических изысканий в области социального управления и планирования, особенно на микроуровне. В качестве примера можно сослаться на работы отечественных обществоведов того периода по социальным технологиям, социальному прогнозированию и проектированию.  Однако теоретические исследования такого порядка не находили практического выхода. Ибо их выводы и практические предложения были несовместимы с тем режимом власти. Кроме того, российская управленческая наука, ее формы и методы научного познания зачастую были оторваны от экономического содержания управления.

Необходимо обратить внимание на то, что современные  исследователи, особенно отечественные, слишком упрощенно смотрят на систему управления административно-командного характера. Приписывают ей только отрицательные качества. И, наоборот, идеализируют так называемую демократическую систему управления. В реальной жизни дело обстоит значительно сложнее: элементы одной системы обязательно присутствуют в другой. (Так, большинство развитых стран осуществляет планирование, на предприятиях развивается самоуправление, соревновательность и т.п.) Иное дело - пропорция этого присутствия, важно что превалирует в той или иной системе: жесткая команда или возможность проявлять творчество и свободу.

Особенно следует остановиться на методологии социального управления. Она разрабатывалась многими крупными учеными - социологами, в том числе     М. Вебером. Важнейшим понятием, введенным им в методологию социологии управления, было понятие рациональности. Оно означает процесс вытеснения случайных, аффектных или рутинных действий или мотивов, преодоление отклонений (и противоречий) от основной линии действия и поведения, последовательное упорядочивание этого действия, планирование и накопление результатов.

Рационализация действует в самых различных сферах. Этому процессу подвержена и деятельность различных социальных групп, связанная с хозяйством, управлением или религиозной практикой. Как показал М. Вебер, упорядочивание практики человеком связано с разделением между сферой сущего, т.е.  эмпирически реального мира, и должного, т.е. отвечающего ценностно-нормативному порядку.

Осознавая противоречия между этими сферами, индивид вынужден учитывать последствия своих действий, определять близкие и последующие цели и адекватные им средства, руководствуясь адекватными ценностями.

Рационализация имеет частный характер. Это означает, что сам процесс охватывает лишь определенные стороны культуры, приводит к их автоматизации, оставляя отдельные сферы в стороне.

Она всегда должна получать соответствующую институциональную основу (церковь, секта, образование, социальная структура, бюрократический аппарат и т.д.), которая обеспечивает ее поддержание.

В современных изысканиях обществоведов, в том числе социологов, важное значение в качестве интегрирующего и социализирующегося фактора развития общества придается государству.

В социальном управлении трудно переоценить его роль. Российское государство, как было уже отмечено, пока не стало ведущим интегрирующим элементом не только в «мягком» экономическом, но и в социальном управлении. Хотя в Конституции РФ оно таковым провозглашено.