Культура как социальное явление. Признаки и функции культуры. Основные концепции

Страницы работы

Фрагмент текста работы

Лекция 10. Культура как социальное явление

Общество состоит из многих подсистем. Важнейшее место среди них занимает культура.

Проблемы культуры изучают многие науки, в том числе социология, а также ее специальная отрасль – социология культуры. Предметом ее изучения являются социальные отношения между культурой и обществом, культурой и социальными группами, личностью. Значимость культуры объясняется тем, что без нее, ее духовной составляющей невозможно контролировать ни одно общество, ни один народ. Без культуры невозможна жизнь человечества.

ВОПРОСЫ

1.  Определение понятия «культура». Социология культуры.

2.  Признаки и функции культуры. Структурные элементы культуры. Тенденции развития культуры.

3.  Типология культуры.

4.  Основные концепции культуры.

5.  Современное состояние российской культуры.

1.  Определение понятия «культура»

Социология культуры

В науке и обыденной жизни термин «культура» используется наиболее часто.

Культура проникает во все сферы нашей жизни. В каждом новом контексте она приобретает особый оттенок, например, культура труда, культура управления, культура общения. Есть культура мышления, политическая, экономическая, педагогическая, социологическая, национальная культура и т.д. и т. п.

В силу этого термину «культура» трудно дать однозначную трактовку. Если с 1871 по 1919 г. существовало семь определений, то в 1952 г. американские ученые А. Кребер и К. Клакхон собрали 164 формальных определения культуры - это только в западной (европейской и американской) научной литературе. В своей книге «Социодинамика культуры», вышедшей  в Париже в 1967 г., А. Моль указывает на  наличие более двухсот пятидесяти определений культуры.

Ко второй половине 80-х гг., по подсчетам известного российского историка Л. Кертмана, таких определений стало в два раза больше.

Такое положение вполне объяснимо: во-первых, общественная жизнь и культура динамичны; во-вторых, не последнюю роль играет субъективный взгляд ее исследователей.

Понятие «культура» возникло в Древнем Риме. Под ней понимали прежде всего возделывание земли, ее окультуривание.

В XVIII в. для европейцев культура приобрела духовный, аристократический оттенок. Культурным называли человека начитанного и утонченного в манерах поведения.

В ХХ в. антропологи, изучающие примитивные народы, дали слову новое значение.

У австралийских аборигенов или африканских бушменов, живущих по первобытным законам, нет учреждений культуры. Но у них есть то, что объединяет их с самыми цивилизованными народами мира, – система убеждений и ценностей.

Эта система выражена через язык, песни, танцы, обычаи, традиции, манеры поведения. С их помощью упорядочивается, регулируется взаимодействие людей.

В настоящее время понятие «культура» употребляется во множестве значений. Так, английский социолог Э. Гидденс под культурой понимает «ценности, нормы и материальные вещи, присущие данной группе»  (Гидденс Э. Социология: учебник 90-х годов (реферативное издание). Челябинск, 1991. С. 260). В качестве   ценностей, по его мнению, выступают абстрактные идеалы. В то же время и нормы являются определенными принципами (правилами), которые люди должны выполнять в течение своей жизни. Нормы отражают дозволенное и недозволенное в социальной жизни   ( там же. С. 26).

Американский ученый П. Вайрих под культурой понимает образцы мышления, жизни и поведения, характеризующие людей и подчеркивающие их достижения. Культура, по его мнению, - это мораль и привычки, которые мать стремится привить своим детям. Это те нормы, которые люди устанавливают и требуют от себя и других. Это коллективная совесть (см.: Вайрих П. Введение // Культурный консерватизм в США. Пермь, 1995. С.8). Его соотечественник Н. Смелзер культуру трактует как «систему ценностей,  представлений о жизни, общих для людей, связанных общностью определенного образа жизни» (Смелзер Н. Социология. Пер. с англ. М., 1994. С. 654). Немецкий социальный философ Ю. Хабермас рассматривает культуру как всеобщую мораль, чьи предположения могут обсуждаться рациональным и сознательным способом

Похожие материалы

Информация о работе