Воспитательный эффект в семье определяется многими факторами. Здесь важно все: и материальное положение этой социальной группы, и социально- бытовое устройство, и духовные устои общества.
Особая роль в семейном воспитании принадлежит матери. С зарождения у малыша любви к матери начинается личность. Именно это дает могучий толчок для развития богатейшей гаммы нравственно-эстетических чувств. Пробудившееся к матери чувство ребенок переносит на близких членов семьи, а по мере расширения круга общения – и на других людей.
В современной литературе справедливо отмечается принижение роли отца в воспитании детей. И это даже несмотря на то, что, как, например, в нашей стране, так и в ряде других стран растет число отцов-одиночек. Например, в ФРГ ныне 300 тыс. детей из распавшихся семей живут у отца. В США целая армия одиночек-отцов объединилась в ассоциацию и издают свой журнал “Для отцов”.
Существенное влияние на результаты воспитания и развития личности оказывает структура семьи. Так, в полных семьях на «хорошо» и «отлично» учится больше детей, чем в семьях без отцов.
Специфические проблемы возникают при воспитании в семье единственного ребенка. И это вполне объяснимо: во-первых, ребенок, у которого нет сестер и братьев, становится “недоступным центром социальной группы”; во-вторых, в нем “заключаются все перспективы родительского счастья, потерять его – значит потерять все”, а это неизбежно приводит к концентрации беспокойства, слепой любви, страха, паники; в-третьих, родители единственного ребенка не могут избавиться от вредного центростремительного угодничества. В этом случае заботы отца и матери превышают допустимую норму.
Особую значимость в повышении эффекта семейного воспитания имеет социолого-педагогическая подготовленность родителей. Исследования показывают, что в семейном воспитании допускается более 50 типичных ошибок. Части их можно было бы избежать за счет педагогического просвещения родителей. О том, насколько важна эта деятельность, свидетельствуют социологические исследования: количество семей в СССР, не способных выполнить свои общественные воспитательные функции, достигало 18 – 20 %. Ныне количество таких семей в России еще более увеличилось.
В общественном сознании все больше зреет понимание того, что без регулярной помощи семьи одна школа не в состоянии справиться с новыми сложными задачами.
Еще 100 лет назад известный российский историк В.О. Ключевский в публичной лекции “Два воспитания”, имея в виду семью и школу, заметил: “Оба этих учреждения не могут заменить друг друга, но могут помогать или вредить одно другому… У того и другого свое особое дело; но дела обоих так тесно связаны между собой, что одно учреждение помогает или вредит другому уже тем, что свое дело делает хорошо или худо” (Ключевский В.О. Соч.: В 9 т. М.,1990. Т.9. С.7)
Во многих странах созданы и активно действуют разнообразные ассоциации и объединения родителей, попечительские советы школ, разрабатываются и активно внедряются различные социальные программы, направленные на повышение роли семьи, усиление стабильности, на более полное использование ее воспитательного и образовательного потенциала. Подобные меры позитивно сказываются на социальном прогрессе общества в целом.
Ведется подобная работа и в современной России. Разработаны целевые федеральные программы “Дети России”, “Дети - инвалиды”, “Дети - сироты”, “Дети Севера”, “Дети Чернобыля”, “Планирование семьи”, “Развитие индустриального детского питания” и др. Аналогичная работа ведется в субъектах Федерации, на местном уровне. К сожалению, многие программы почти или полностью не реализуются. Главная причина – отсутствие необходимых материальных и финансовых средств и не- понимание государственной важности семейной политики. Значительно отстает от жизни законодательство, а также наука. А между тем новая модель общественного развития нуждается
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.