Умственная отсталость. Диагностика и дифференциальная диагностика

Страницы работы

Содержание работы

___2ВОЕННО-МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ

КАФЕДРА ПСИХИАТРИИ

_2"УТВЕРЖДАЮ"

НАЧАЛЬНИК КАФЕДРЫ ПСИХИАТРИИ

полковник медицинской службы

_2= =

"___"__________199_г.

доктор медицинских наук доцент подполковник медицинской службы

Л Е К Ц И Я по П С И Х И А Т Р И И

_2УМСТВЕННАЯ ОТСТАЛОСТЬ

для слушателей цикла тематического усовершенствования "Психиатрия"

факультета послевузовского и дополнительного образования

_2Обсуждена на заседании кафедры

_2"___"__________199_0__2г.

Санкт-Петербург

199_г.

.

С О Д Е Р Ж А Н И Е

Введение

1. Вопросы этиологии и патогенеза.

2. Клиника и динамика олигофрений.

3. Диагностика и дифференциальная диагностика.

4. Лечение,профилактика, ВВЭ.

Заключение

Учебное время - 2 часа

ЛИТЕРАТУРА

__а) Использованная при подготовке текста лекции:

1. Руководство по психиатрии / под ред. А.В.Снежневского, Т.1. - М.:Медицина, 1983.

2. Справочник  по психиатрии / Под ред.А.В.Снежневского,

Москва, 1974.

3. Руководство по психиатрии. / Под ред. В.Г.Морозова,

Т.1. - М.:Медицина, 1983.

4. Фрейеров О.Е.  Легкие степени олигофрении.- М.:Медицина, 1964.

__б) Рекомендуемая слушателям и курсантам  для  самостоя__тельной работы по теме лекции:

1. Жариков Н.М.,  Урсова Л.Г.,  Хритинин Д.Ф.  Психиатрия.- М.:Медицина,1989.- 495 с.

2. Коркина М.В.,  Лакосина Н.Д.,Личко А.Е.  Психиатрия:

Учебник.- М.:Медицина, 1995.- 608 с.

3. Рустанович А.В., Шамрей В.К. Семиотика и диагностика психических расстройств (в схемах и таблицах) / Учебное  пособие.- СПб.: ВМедА, 1995.- 79 с.

4. Военная психиатрия /под ред.Ф.И.Иванова.  - Л.: ВМедА, 1974.

НАГЛЯДНЫЕ ПОСОБИЯ

1. Таблицы N 1,2

2. Cлайды  N 1 - 5

3. Демонстрация тематического больного

_2ВВЕДЕНИЕ

Олигофрения (врожденная  умственная отсталость,  врожденное слабоумие, умственное недоразвитие) - группа патологических состояний,  аномалий  развития с врожденным и рано приобретенным нарушением познавательной деятельности, преимущественно в виде интеллектуальной недостаточности. Термин

"олигофрения" предложен E.Kraepelin.

Умственная отсталость  как форма психической патологии встречается достаточно часто.  По данным Дж.Уортиса (1978), около 3%  населения земного шара обнаруживают признаки умственного недоразвития. Б.Д.Петраков (1972) пишет, что распространенность олигофрении  в  США составляет 8:1000,  в 15

ведущих капиталистических странах этот показатель колеблется от 2:1000 до 31,2:1000.

Н.М.Жариков (1977)  отмечает,  что  распространенность олигофрении среди  учтенных  психических  больных  в  нашей стране равна 8,8%.

_21. Вопросы этиологии и патогенеза.

К настоящему  времени  с  достаточной  убедительностью можно различать  два  основных фактора в происхождении умственной отсталости:  генетический и экзогенный - анте-  или постнатальное поражение мозга. Г.Е.Сухарева и ее последователи считают, что различные повреждения головного мозга ребенка до  3-летнего  возраста,  в том числе родовая травма, инфекционные заболевания, черепно-мозговая травма в младенчестве и другие причины, могут обусловить задержку умственного развития и привести к олигофрении.  При  антенатальном повреждении умственная отсталость тем тяжелее, чем на более ранних этапах был пожарен плод  [Иваницкий  А.М.,  1976,  и др.].

Генетически детерминированные  олигофрении чрезвычайно разнообразны. До 200 наследственных заболеваний сопровождается умственной отсталостью.  Наследственные  дифференцированные олигофрении  отличаются обычно значительной глубиной умственного недоразвития, сопровождаются различными грубыми неврологическими расстройствами,  соматическими нарушениями и уродствами. Выделяются моногенно наследуемые олигофрении, обусловленные дефектами обмена (галактоземия,  фенилкетонурия, гомоцистинурия и др.); олигофрении с чертами дисэмбриогенеза, в  том  числе  в  результате хромосомных аберраций

(синдром Дауна,   Шерешевского-Тернера),   и    олигофрении вследствие заболевания плода (рубеолярная эмбриопатия).

Тяжесть расстройств, редкость этих патологических состояний (около 20% среди умственно отсталых лиц с моногенной и хромосомной патологией), наконец, относительная непродолжительность жизни  таких  больных практически лишают дифференцированные олигофрении судебно-психиатрического значения.

Группа недифференцированных олигофрений включает больных, у которых не удается  выявить  серьезного  повреждения мозга. Интеллектуальный дефект не прогрессирует. Общепринято представление о полигенном, мультифакторном наследовании недифференцированной олигофрении  [Лебедева Б.В., Маринчева

Г.С., Краснопольская  К.Д.,  1977;  Penrose   L.C.,   1963;

Zellwager H.,  1963;  Dakcham A., 1970]. Лишь Л.Г.Калмыкова

(1975) выдвигает предположение  о  мономерно-доминантном  с вариабельной пенетрантностью и экспрессивностью типе наследования недифференцированной олигофрении,  ссылаясь на значительное число умственно отсталых в инбредных семьях.

Похожие материалы

Информация о работе

Предмет:
Психиатрия
Тип:
Конспекты лекций
Размер файла:
107 Kb
Скачали:
0