Кататоноподобные реактивные состояния близки к реактивному ступору и склонны затягиваться. У больных нередко встречается ряд кататонических симптомов: негативизм, стереотипии, персеверации, изредка элементы восковой гибкости.
Кататоноподобные реактивные состояния у страдающих олигофренией О.Е.Фрейеров условно разделял на две группы: с преобладанием психомоторной заторможенности и с явлениями "регресса личности" [Бунеев А.Н., 1950], "синдромом одичания" [Чибисов
Ю.К., 1966]. При явлениях регресса личности больные неопрятны, сопротивляются мытью и гигиеническим мероприятиям, хватают пищу руками, обмазываются нечистотами, поедают их и т.п. Речевой контакт очень затруднен, иногда на все вопросы больной дает один и тот же неправильный ответ. В настоящее время этот вариант реактивных состояний встречается крайне редко.
При псевдодеменции на первый план выступают нелепые ответы больных. К ним присоединяются подавленность с оттенком гневливости и злобы, легкие пуэрильные черты, отрывочные бредоподобные высказывания. У больных с гипердинамическим вариантом олигофрнении возможно возникновение пуэрилизма, который проявляется в страхе, тревоге, отрывочных и бедных высказываниях, отсутствии творчества и фантазии при "детских" играх и шалостях. И.Н.Введенский по этому поводу замечал, что развитие пуэрилизма требует большой гибкости психики и поэтому он относительно редок при олигофрении.
Зачастую реактивные состояния при олигофрении не имеют четкой синдромологической очерченности и проявляются в виде заторможенности с элементами абулии, ипохондрических жалоб и др.
_23. Диагностика и дифференциальная диагностика.
Диагноз олигофрении чаще всего не вызывает особых трудностей у клиницистов. Анамнестические сведения о задержке психического и физического развития в детстве, данные о неспособности к усвоению школьной программы, об обучении во вспомогательной школе позволяют предположить дебильность.
Клинико-психопатологический метод дает возможность четко определить расстройство познавательной функции интеллекта (малый объем знаний, неспособность оперировать имеющимися знаниями, недостаточная умелость и пр.). Довольно легко выявляются различные эмоционально-волевые нарушения. Из дополнительных методов обследования особое значение имеют патопсихологические, многие из которых касаются выяснения степени интеллектуальной недостаточности. Применят методики исследования мышления (предметная классификация, методики исклчения, сравнения понятий, объяснение пословиц и метафор, установление последовательности событий по серии рисунков, ассоциативный эксперимент); памяти (заучивание 10 слов, коротких рассказов, метод пиктограмм); навыков счетных операций, уровня притязаний, самооценки, критических способностей. Метод Векслера, несмотря на критическое отношение ктестам, принятое в отечественной литературе, достаточно информативен идает в сочетании с другими патопсихологическими методиками отчетливое представление о степени интеллектуальной недостаточности.
Для диагностики олигофрений имет значение данные неврологического обследования больного. В ряде случаев целесообразны биологические исследования, уточняющие генез олигофрении (пробы на токсоплазмоз, конгенитальный сифилис и др.), исследования полового хроматина, кариотипа, выяснениегенеалогических данных больного.
Дифференциальная диагностика зачастую проводится с ранним органическим поражением головного мозга. Она весьма затруднительна. В.А.Гурьева и Э.А.Бурелов (1977) считают, что в отличие от олигофрении для органических поражений характерны психоорганический синдром, выраженность церебрастенических нарушений, большой полиморфизм клинической картины, очерченные психопатоподобные состояния.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.