___2ВОЕННО-МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ
КАФЕДРА ПСИХИАТРИИ
_2"УТВЕРЖДАЮ"
НАЧАЛЬНИК КАФЕДРЫ ПСИХИАТРИИ
полковник медицинской службы
_2= =
"___"__________199_г.
доктор медицинских наук доцент подполковник медицинской службы
Л Е К Ц И Я по П С И Х И А Т Р И И
_2УМСТВЕННАЯ ОТСТАЛОСТЬ
для слушателей цикла тематического усовершенствования "Психиатрия"
факультета послевузовского и дополнительного образования
_2Обсуждена на заседании кафедры
_2"___"__________199_0__2г.
Санкт-Петербург
199_г.
.
С О Д Е Р Ж А Н И Е
Введение
1. Вопросы этиологии и патогенеза.
2. Клиника и динамика олигофрений.
3. Диагностика и дифференциальная диагностика.
4. Лечение,профилактика, ВВЭ.
Заключение
Учебное время - 2 часа
ЛИТЕРАТУРА
__а) Использованная при подготовке текста лекции:
1. Руководство по психиатрии / под ред. А.В.Снежневского, Т.1. - М.:Медицина, 1983.
2. Справочник по психиатрии / Под ред.А.В.Снежневского,
Москва, 1974.
3. Руководство по психиатрии. / Под ред. В.Г.Морозова,
Т.1. - М.:Медицина, 1983.
4. Фрейеров О.Е. Легкие степени олигофрении.- М.:Медицина, 1964.
__б) Рекомендуемая слушателям и курсантам для самостоя__тельной работы по теме лекции:
1. Жариков Н.М., Урсова Л.Г., Хритинин Д.Ф. Психиатрия.- М.:Медицина,1989.- 495 с.
2. Коркина М.В., Лакосина Н.Д.,Личко А.Е. Психиатрия:
Учебник.- М.:Медицина, 1995.- 608 с.
3. Рустанович А.В., Шамрей В.К. Семиотика и диагностика психических расстройств (в схемах и таблицах) / Учебное пособие.- СПб.: ВМедА, 1995.- 79 с.
4. Военная психиатрия /под ред.Ф.И.Иванова. - Л.: ВМедА, 1974.
НАГЛЯДНЫЕ ПОСОБИЯ
1. Таблицы N 1,2
2. Cлайды N 1 - 5
3. Демонстрация тематического больного
_2ВВЕДЕНИЕ
Олигофрения (врожденная умственная отсталость, врожденное слабоумие, умственное недоразвитие) - группа патологических состояний, аномалий развития с врожденным и рано приобретенным нарушением познавательной деятельности, преимущественно в виде интеллектуальной недостаточности. Термин
"олигофрения" предложен E.Kraepelin.
Умственная отсталость как форма психической патологии встречается достаточно часто. По данным Дж.Уортиса (1978), около 3% населения земного шара обнаруживают признаки умственного недоразвития. Б.Д.Петраков (1972) пишет, что распространенность олигофрении в США составляет 8:1000, в 15
ведущих капиталистических странах этот показатель колеблется от 2:1000 до 31,2:1000.
Н.М.Жариков (1977) отмечает, что распространенность олигофрении среди учтенных психических больных в нашей стране равна 8,8%.
_21. Вопросы этиологии и патогенеза.
К настоящему времени с достаточной убедительностью можно различать два основных фактора в происхождении умственной отсталости: генетический и экзогенный - анте- или постнатальное поражение мозга. Г.Е.Сухарева и ее последователи считают, что различные повреждения головного мозга ребенка до 3-летнего возраста, в том числе родовая травма, инфекционные заболевания, черепно-мозговая травма в младенчестве и другие причины, могут обусловить задержку умственного развития и привести к олигофрении. При антенатальном повреждении умственная отсталость тем тяжелее, чем на более ранних этапах был пожарен плод [Иваницкий А.М., 1976, и др.].
Генетически детерминированные олигофрении чрезвычайно разнообразны. До 200 наследственных заболеваний сопровождается умственной отсталостью. Наследственные дифференцированные олигофрении отличаются обычно значительной глубиной умственного недоразвития, сопровождаются различными грубыми неврологическими расстройствами, соматическими нарушениями и уродствами. Выделяются моногенно наследуемые олигофрении, обусловленные дефектами обмена (галактоземия, фенилкетонурия, гомоцистинурия и др.); олигофрении с чертами дисэмбриогенеза, в том числе в результате хромосомных аберраций
(синдром Дауна, Шерешевского-Тернера), и олигофрении вследствие заболевания плода (рубеолярная эмбриопатия).
Тяжесть расстройств, редкость этих патологических состояний (около 20% среди умственно отсталых лиц с моногенной и хромосомной патологией), наконец, относительная непродолжительность жизни таких больных практически лишают дифференцированные олигофрении судебно-психиатрического значения.
Группа недифференцированных олигофрений включает больных, у которых не удается выявить серьезного повреждения мозга. Интеллектуальный дефект не прогрессирует. Общепринято представление о полигенном, мультифакторном наследовании недифференцированной олигофрении [Лебедева Б.В., Маринчева
Г.С., Краснопольская К.Д., 1977; Penrose L.C., 1963;
Zellwager H., 1963; Dakcham A., 1970]. Лишь Л.Г.Калмыкова
(1975) выдвигает предположение о мономерно-доминантном с вариабельной пенетрантностью и экспрессивностью типе наследования недифференцированной олигофрении, ссылаясь на значительное число умственно отсталых в инбредных семьях.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.