Для преподавателей Экз. № …… |
«УТВЕРЖДАЮ» Начальник кафедры акушерства и гинекологии полковник медицинской службы
«……» ……………… 200… г. |
К.М.Н. ассистент
Методическая разработка для проведения
Практического занятия № 3
на тему: Основные принципы терапии нарушений менструальной функции.
для курсантов 4 курсов факультетов подготовки врачей
Обсуждена и одобрена на заседании кафедры
протокол № 46
дата утверждения 2005-02-16
Уточнено (дополнено): «_____»_____________ 200 … г.
_____________
(подпись)
Санкт-Петербург
200 …
Тема: ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ТЕРАПИИ НАРУШЕНИЙ МЕНСТРУАЛЬНОй функции
Учебные группы курсантов 4 курса факультета подготовки врачей
Учебные и воспитательные цели:
Общая цель занятия: научить курсантов постановке диагноза, правильной тактике ведения и основным принципам терапии больных с нарушением менструального цикла.
Частная цель занятия: курсанты должны
1) усвоить алгоритм действий при наиболее часто встречающихся формах нарушения менструального цикла;
2) назначить схему обследования и лечения курируемой пациентке.
3) научиться диагностировать нарушения менструального цикла и оказывать своевременную помощь больным с дисфункциональными маточными кровотечениями и болевом синдроме при сохраненном цикле в условиях гарнизона.
Учебное время - одно занятие - 4 часа.
Учебно-материальное обеспечение:
1. Для проведения занятия необходимо иметь 3-4 больных с различными нарушениями менструального цикла. При их отсутствии – решение ситуационных задач.
2. Литература
основная:
1. Гинекология: Учебник. Под ред. Г.М. Савельевой, В.Г. Бреусенко. - М.: ГЭОТАР-МЕД, 2004. - 480 с.
2. Руководство к практическим занятиям по гинекологии. Под ред.Цвелёва Ю.В., а В.Г.2007. СПб.Фолиант.-421с.
дополнительная:
1. Манухин И.Б., Тумилович Л.Г., Геворкян М.А. Клинические лекции по гинекологической эндокринологии. Рук-во для врачей. – М.: ГЭОТАР-МЕД, 2006. – 320с.
2. Кустаров В.Н., Черниченко И.И. Дисфункциональные маточные кровотечения. – СПб.: Изд.дом СПб МАПО, 2005. – 164с
3. Гинекология: Учебник / Под ред. Г.М. Савельевой, В.Г. Бреусенко. - М.: ГЭОТАР-МЕД, 2004. - 480 с
4. Гинекология / Сильвия К.Роузвиа ; Пер. с англ. ; Под общей ред. акад. РАМН Э.К.Айламазян — М.: МЕДпресс-информ, 2004. — 520 с
5. Гинекология от пубертата до постменнопаузы: Практ.руководство для врачей/ Под ред. Э.К. Айламазяна – М.: МЕДпресс-информ, 2004. - 448 с.
3. Технические средства обучения: оверхет с набором пленок, таблицы, стенд - нарушения менструальной функции.
№ |
Учебные вопросы |
Время (мин) |
1. |
Введение |
5 |
2. |
Контроль исходного уровня знаний курсантов |
20 |
3. |
Контроль усвоения курсантами схемы обследования больных с нарушениями менструальной функции |
20 |
4. |
Самостоятельная работа курсантов |
30 |
5. |
Тематический обход |
30 |
6. |
Клинический разбор и текущий контроль знаний курсантов |
60 |
7. |
Заключение |
5 |
8. |
Подведение итогов занятия |
10 |
Частная методика преподавания:
1. Устный опрос, позволяющий восстановить необходимые для данной темы основные знания:
· Классификация нарушений менструального цикла.
· Основные методики ТФД яичников.
· Правила забора крови для исследования содержания в сыворотке крови гонадотропных, половых стероидных, других гормонов.
· Дополнительные методы обследования больных с нарушениями менструального цикла.
2. Методики освоения практических навыков:
· обследования пациенток с нарушением менструального цикла.
· измерения базальной (ректальной) температуры.
· взятия мазков на гормональную цитологию.
· раздельного диагностического выскабливания матки при маточном кровотечении.
СОДЕРЖАНИЕ И МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ
1. ВВЕДЕНИЕ
Расстройства менструальной функции являются одной из частых жалоб, которые предъявляют больные врачу-гинекологу. Частота нарушений менструальной функции составляет 30-40%. При этом нарушается работоспособность женщин, ухудшается репродуктивная функция (бесплодие, невынашивание беременности),отдаленными последствиями может быть рак эндометрия, молочных желез, яичников.
Учитывая наличие значительного числа женщин-военнослужащих в рядах ВС РФ, а также женщин - членов семей военнослужащих, знание основных представлений о причинах, методах диагностики, способах лечения, объеме неотложной помощи и организации мероприятий по оказанию специализированной помощи больным с нарушениями менструального цикла необходимо современному военному врачу. Формирование четких представлений о тактике врача невозможно без знания основных форм нарушений менструального цикла, понимания основных моментов их патогенеза, проведения методики обследования и установления диагноза и усвоения основных принципов лечения больных с нарушениями менструального цикла.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.