б) относительная погрешность- отношение абсолютной погрешности к действительному значению измеряемой величины в процентах:
в) погрешности показаний стрелочных измерительных приборов выражаются в процентах от номинального значения (верхнего предела измерительного прибора) измеряемой величины, характеризующего прибор; в этом случае они называются приведенными относительными погрешностям, т. е.
или (1)
где An - предельное значение измеряемой величины (наибольшее ее значение по шкале прибора).
По ГОСТ нумеруется наибольшая приведенная погрешность, по величине которой измерительные приборы разделяются на семь классов точности; 0,1; 0,2; 0,5; 1,0; 1,5; 2,5; 4,0. Значение класса точности прибора помещается на лицевой стороне прибора внутри небольшого кружочка или без кружочка. Зная класс точности, легко определить наибольшую абсолютную погрешность. Действительно, согласно формуле (1)
(2)
Класс точности - это абсолютнаяошибка прибора в процентах номинального значения измеряемой величины. Так как абсолютная погрешность (определяется выражением (2)) остается постоянной по всей шкале, то относительная погрешность будет тем больше, чем меньше значение измеряемой величины.
В электрических измерениях в качестве эталонов часто применяются магазины сопротивлений, емкостей, индукгивностей. Для таких приборов класс точности указывает на возможное отклонение от набранного значения, выраженное в процентах.
Для магазинов класс точности равен их относительной ошибке, которая одинакова для любого набранного значения.
Графическое представление результатов
Зависимость одной физической величины от другой, например у=f(x), может изображаться графически. Для построения пользуются в большинстве случаев прямоугольной системой координат.
На миллиметровой бумаге откладывают по оси абсцисс в произвольно выбранном масштабе значения одной из величин, а по оси ординат -значения другой величины, и полученные на плоскости точки соединяют непрерывной плавной кривой, проходящей через доверительный интервал; если плавная кривая не получается, в наблюдениях допущены ошибки.
Пользуясь кривой, можно в пределах проведенных наблюдений интерполировать, т. е, находить значения величины у для таких значений х, которые не измерялись. Из точки оси абсцисс проводят ординату до пересечения с кривой; длина ординаты представляет значение у для соответствующего значения величины х. На рис. I приведен пример построения кривой по экспериментальным точкам. Численные значения результатов измерений определяются доверительным интервалом или приборными ошибками. В данном примере величина х измерялась точнее, чем величина^, поэтому экспериментальные точки приняли вид штрихов.
Кроме системы координат с равномерным масштабом применяют полулогарифмические и логарифмические шкалы. Полулогарифмическая система координат (рис.2) удобна для построения кривых вида
Если значение х откладывать по оси абсцисс (равномерная шкала), а значения у по оси ординат (логарифмическая шкала), то график даст прямую линию.
Правила при работе в лаборатории электрических и магнитных измерений
1. При сборке схемы необходимо следить за тем, чтобы включаемые измерительные приборы, реостаты и аппараты соответствовали рабочим значениям токов и напряжений.
2. Сборку сложных схем следует начинать с основной последовательной цепи, а затем уже подключать параллельные цепи.
3. Собранную схему должен проверить преподаватель. После разрешения преподавателя можно включить схему под напряжение.
4. Всякие пересоединения в схеме должны выполняться при выключен ных источниках. После каждого пересоединения схема проверяется преподавателем.
5. По окончании работы каждый студент должен получить у преподавателя пометку, что результаты работы верны. Только после этого можно приступить к разборке схемы, отключив предварительно питание.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.