Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Владимирский государственный университет»
Кафедра конструирования и технологии радиоэлектронных средств
«сПЕКТРЫ КОЛЕБАНИЙ В ЭЛЕКТРОННЫХ УСТРОЙСТВАХ»
Методические указания по выполнению лабораторной работы
в курсе «ОСНОВЫ РАДИОЭЛЕКТРОНИКИ И СВЯЗИ»
Для студентов специальностей 210201
«Проектирование и технология радиоэлектронных средств»
Составил доцент кафедры КТ РЭС, к.т.н.
Владимир 2006
Цель работы: Изучение состава, формы и ширины спектров электрических колебаний, наиболее часто применяемых в электронике. Исследование изменения спектральных характеристик колебаний при изменении их формы и параметров.
1. Подготовка к лабораторной работе
1.1. В процессе подготовки к выполнению данной лабораторной работы каждый студент должен, используя техническую литературу, конспекты лекций и данное пособие, изучить основы теории спектрального анализа колебаний и самостоятельно подготовить в электронной или рукописной форме заготовку отчета. Последняя должна содержать титульный лист, цель работы, краткие теоретические сведения и лабораторное задание.
Необходимо разобрать следующие теоретические вопросы:
- ряд Фурье в комплексной форме;
- основы спектрального анализа непериодических колебаний;
- примеры спектров периодических колебаний различной формы;
- свойства преобразований Фурье;
- понятие ширины спектра.
По приведенному ниже описанию лабораторной установки и лабораторному заданию ознакомиться с принципиальными электрическими схемами исследуемых узлов и порядком проведения экспериментов.
1.2. Из таблицы вариантов задания надо выбрать данные необходимые для выполнения работы и внести их в заготовку отчета.
Таблица вариантов заданий
Номер в учебном журнале |
Период, Т, мкс |
Длительность, , мкс |
Амплитуда, Am, В |
1 |
10 |
2 |
11 |
2 |
15 |
4 |
15 |
3 |
25 |
6 |
12 |
4 |
20 |
3 |
14 |
5 |
30 |
8 |
13 |
6 |
40 |
8 |
11 |
7 |
10 |
2,5 |
12 |
8 |
15 |
3 |
11 |
9 |
20 |
5 |
13 |
10 |
25 |
5 |
11 |
11 |
30 |
7 |
15 |
12 |
40 |
9 |
12 |
13 |
10 |
1,5 |
13 |
14 |
25 |
7 |
13 |
15 |
10 |
2 |
14 |
16 |
20 |
3 |
11 |
17 |
30 |
6 |
11 |
18 |
20 |
4 |
12 |
19 |
30 |
6 |
14 |
20 |
20 |
4 |
15 |
21 |
25 |
5 |
14 |
22 |
10 |
2,5 |
15 |
23 |
25 |
6 |
15 |
24 |
15 |
3,5 |
12 |
25 |
15 |
4 |
13 |
26 |
15 |
3 |
14 |
27 |
30 |
7 |
12 |
2. Основные теоретические положения
Спектром колебания произвольной формы называется совокупность гармонических составляющих, с помощью которых данное колебание можно представить в виде суммы. Спектры удобно изображать в виде графиков, на которых по горизонтали откладывается частота, а по вертикали – значения оставшихся параметров спектральных составляющих. Каждая составляющая является гармоническим колебанием и полностью описывается тремя параметрами: амплитудой Amn, фазой и циклической частотой . Поэтому достаточно построить два графика зависимостей и . Первый называется амплитудным спектром, а второй – фазовым. Высота линии определяет значение амплитуды или фазы соответствующей спектральной составляющей, а положение линии на оси частот задает частоту составляющей.
2.1. Спектры периодических колебаний
2.1.1. Графическое изображение спектра
Спектр любого периодического колебания состоит только из составляющих с частотами кратными частоте следования периодов исходного колебания F. Спектральные составляющие с кратными частотами называются гармониками.
На всех остальных частотах не кратных частоте колебания составляющие отсутствуют, т.е. имеют амплитуду равную нулю. Поэтому графики спектров периодических колебаний выглядят как набор вертикальных линий и называются линейчатыми. Эти линии расположены с постоянным шагом по горизонтальной оси частот. Шаг равен частоте исходного колебания.
На рис. 2.1 приведен условный пример спектра произвольного колебания с периодом Т и циклической частотой следования
.
Рис. 2.1. Пример графика спектра произвольного периодического колебания
2.1.2. Ряд Фурье в комплексной форме.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.