Дедуктивное рассуждение отличается от индуктивного достоверностью заключения, т.е. в дедуктивном рассуждении заключение истинно, по крайней мере, когда истинны все посылки. В отличии от неполной индукции и аналогии в дедуктивном рассуждении нельзя получить ложное суждение из истинных посылок.
Широкое применение дедукции в математике обусловлено аксиоматическим методом построения теории, заключающейся в том что часть утверждений принимается за истинные без доказательства (аксиомы), истинность остальных доказывается логическим путем из аксиом.
Как метод исследования дедукция характеризуется тем, что для получения знания о новом объекте, находят класс объектов, ближайших к исследуемому, и свойства этого класса переносят на исследуемый объект.
Изучая свойства квадрата, мы сначала устанавливаем, что квадрат является ромбом и все свойства ромба приписываем квадрату.
В процессе изучения математики индукция и дедукция не выступают изолированно, а тесно взаимосвязаны.
«Индукция и дедукция связаны между собой столь же необходимым образом, как синтез и анализ. Вместо того, чтобы односторонне превозносить одну из них до небес за счет другой, надо стараться применять каждую на своем месте, а этого можно добиться лишь в том случае, если не упускать из виду их связь между собой, их взаимное дополнение друг друга»
Ф. Энгельс
Приступая к изучению теоремы Виета, можно индуктивно подвести учащихся к закономерности для корней квадратного уравнения, затем дедуктивно доказать их свойства. (Лаб. Работа о свойствах средней линии треугольника и трапеции подводят учащихся к формулировке теорем, доказательство осуществляется дедуктивным методом).
Особенно тесно связь индукции и дедукции проявляется в методе совершенной индукции, состоящей из последовательных этапов:
1. наблюдение и опыт;
2. гипотеза;
3. доказательство гипотезы.
1. Вычислить сумму: 

2. Гипотеза: 
3. Доказательство гипотезы осуществим
методом математической индукции а)
истина б) докажем, что из истинности
следует истинность 

в) по аксиоме индукции
для ![]()
8. Метод математической индукции.
Метод математической индукции основан на аксиоме математической индукции:
«Если некоторое утверждение, сформулированное для натурального числа n, истинно для n = 1 и из допущения истинности его для произвольного числа n = k следует истинность его для n = k + 1 (следующего за числом k), то это утверждение истинно для любого натурального числа n.»
Символически это выражается формулой:
![]()
![]()
![]()
базис индукционный индукции шаг
Метод этот непривычен и труден для учащихся, поэтому необходимо изложить и объяснить его обстоятельно закрепить его основательно на различных примерах.
Иногда индукционное предложение P(h) не имеет смысла для некоторых первых натуральных чисел, тогда принцип математической индукции формулируется так:
![]()
Наибольшую трудность в
реализации этого метода вызывает второй шаг, где приходится доказывать
истинность импликации
.
Для овладения методом математической индукции полезно решить с учащимися примеры следующих типов:
1. Доказать формулу суммы n членов арифметической и геометрической прогрессий.
2. Доказать делимость
на 27;
на 9
3. Доказать неравенство
при ![]()
4. Доказать, что плоскостей, из которых
никакие две не параллельны и никакие три не проходят через одну точку, делят
пространство на
частей.
Литература
1. Методика преподавания математики / Сост. А.Я. Блох, Р.С. Черкасов. – М: Просвещение, 1985, 336с.
2. Ю.М. Колягин и др. Методика преподавания математики. – М: Просвещение, 1975, - 462с.
3. П.М. Эрдниев. Преподавание математики в школе. – М: Просвещение, 1978. – 304с. (Обобщ. и анализ. стр. 74, анализ и синтез – стр. 103, связь индукции и дедукции стр. 88)
4. П.М. Эрдниев. Сравнение и обобщение при обучении математике. –М: Учпедгиз, 1960. – 150с.
5. А.Я. Цукарь. Использование аналогий в преподавании математике. /ж. «Математика в школе № 4 – 1981г. стр. 22
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.