СИЛЬНАЯ |
Неполная индукция – метод исследования
(умозаключение), который основан на рассмотрении одного или нескольких (но не
всех) частных случаев (суждений), относящихся к рассматриваемому понятию.
Вывод, оснований на неполной индукции, может быть ошибочным, поэтому неполная индукция в качестве метода исследования используется очень осторожно. Значение неполной индукции заключается в том, что рассмотрение частных случаев наводит на мысль о существовании некоторой закономерности, помогает высказать гипотезу о характере этой закономерности, доказательство же истинности высказанной гипотезы должно быть осуществлено другим путем (обычно дедуктивным).
В процессе обучения математике в методе неполной индукции реализуется принцип обучения «от простого к сложному». Учитель дает учащимся несколько характерных задач, которые бы подвели учащихся к требуемому выводу, к формулировке той или иной теоремы и к необходимости строгого доказательства этой теоремы. При этом чаще следует использовать сильную индукцию, т.е. индукцию, при которой вывод делается из рассмотрения не одного, а нескольких частных случаев.
Полной индукцией – называется умозаключение, основанное на рассмотрении всех частных суждений (случаев), относящихся к рассматриваемой ситуации.
Если число этих случаев конечно и все они рассмотрены, то вывод сделанный посредством полной индукции, можно считать достоверным.
(п) Подсчитать число простых чисел в первом десятке.
Полная индукция доказательна и в том случае, если частных случаев бесконечное множество, но их удается разбить на конечное число групп.
(п1) Вопрос об измерении вписанного угла.
Все частные случаи разбиты на три группы: центр окружности лежит на стороне вписанного угла, в его внутренней и внешней областях.
В В В
А
А А С
С С
Доказав теорему для каждого случая, можно считать теорему доказанной в целом.
n2 Доказать, что запись полного квадрата натурального числа не может оканчиваться цифрой 2. (всех случаев бесчисленное множество, разобьем их на конечное число классов).
Классы |
I |
II |
III |
IV |
V |
V |
VI |
VII |
IX |
X |
Последняя цифра числа |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
0 |
Последняя цифра квадратного числа |
1 |
4 |
9 |
6 |
5 |
6 |
9 |
4 |
1 |
0 |
Мы видим, то ни один квадрат не оканчивается цифрой 2.
Теорема доказана.
7. Дедукция, ее взаимосвязь с индукцией.
Дедукция – (лат. deductio – выведение) есть форма умозаключения, при которой от одного общего и одного частного суждения получают мнение общее или частное суждение.
А
№ 128 – 7 кл
Дано: АВС- прямоугольный
N Д СД – биссектриса
ДМ // АС; ДN // СВ
Доказать: СNДМ - квадрат
С В
М
Решение
1. т.к. СN // ДМ и ДN // СМ, то СNДМ – параллелограмм.
2. т.к. СМ = 900, то СNДМ- прямоугольник (дедуктивное заключение)
3. СМД – равнобедренный (М = 900, ДСМ = 450 = СДМ). Поэтому СNДМ – квадрат (дедуктивное заключение)
Сущность дедукции состоит в том, что данные частный случай подводит под общее положение.
В широком смысле слова дедукция – есть форма мышления, состоящая в том, что новое суждение выводится число логическим путем, т.е. по определенным правилам логического вывода из некоторых известных суждений.
Впервые теория дедукции (логического вывода) была разработана Аристотелем. Эта теория развивалась совершенствовалась с развитием науки логики. Особое развитие теория дедукции получила в математике в виде теории доказательства.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.