Проблема методов обучения математике. Сравнение и аналогия, страница 4

1.восходящий анализ обеспечивает сознательное и самостоятельное отыскание метода доказательства теоремы самими учащимися.

2.способствует развитию логического мышления.

3.обеспечивает сознательность, целенаправленность действий на каждом этапе доказательства.

4.схема метода проста: что требуется доказать? Что для этого достаточно доказать.

                    5.Обобщение, абстрагирование и конкретизация.

Обобщение и абстрагирование – два логических приема, применяемые почти всегда совместно в процессе познания.

Обобщение – мысленный процесс выделения какого-нибудь свойства,                             принадлежащего множеству рассматриваемых объектов       и объединяющие эти объекты воедино.

Пример. При изучении формул n-го члена арифметической прогрессии на конкретных примерах a =a + d , a = a + 2d учащиеся подходят к обобщение этих равенств в виде формулы a = a + (n+1)d .

В дальнейшем эта формула получает дальнейшие обобщение, когда устанавливается, что любую арифметическую прогрессию можно задать линейной функцией натурального аргумента  y= kx + b, x є N

Пример 2.     (a + b)² = a² + 2ab + b

(a + b + c)²=a² + b² + c² + 2(ab + bc + ac)

Пример 3.

                                          Обобщение  понятия  числа  –  переход от данного

                                          множества объектов к более «ёмкому» множеству.                                          

 


Абстрагирование – это мысленное отвлечение от некоторых несущественных свойств изучаемого объекта и выявление существенных свойств, выделенных в результате обобщения.

Построить автобусную остановку на шоссейной дороге для жителей двух поселков, расположенных по одну сторону от дороги с условием, что расстояние от остановки до поселков будет минимальным (требуется малая затрата средств).

Абстрагируясь от несущественных свойств, эта задача на абстрактном (математическом) языке формулируется таким образом:

на прямой l найти такую точку C, чтобы сумма расстояний AC и BC была минимальной.

Под конкретизацией понимают переход от более общего к менее общему (обратный для обобщения).

Геометрия 7кл.   Выпуклый четырёхугольник→параллелограмм→       прямоугольник и ромб→квадрат.

6.  Индукция, её разновидность.

Одной из закономерностей познания является переход от частного  к    общему, от единичных фактов, установленных с помощью наблюдения и опыта, к обобщениям.

Рассмотрим две формы мышления:

Суждение – это такая форма мышления, в которой отображается наличие или отсутствие самого объекта 

Умозаключение– это процесс получения нового суждения вывода из одного или нескольких суждений.

1.  Сумма углов треугольника равна 1800 – I суждение.

2.  Диагональ делит параллелограмм на два равных треугольника – 2 суждение

3.  Сумма углов параллелограмма равна 3600 – суждение – вывод или умозаключение.

Различают два основных вида умозаключений.

Индукция – один из видов умозаключений, при котором из одного,           двух или нескольких суждений получают новое суждение.

Индукция от лат. Induetio - наведение.

Индукция может выступать в качестве метода исследования, в качестве формы изложения материала в источнике, беседе.

Последовательность чисел, заданная формулой:  задает последовательность простых чисел.

Метод исследования:

последовательность простых чисел  (ложный вывод), но при n= 40 получаем составное число:

f (40)2 =  402 + 40 + 41= 40 (40 + 1) + 41 (40 + 1) = 412

Знаком учащихся с понятием высоты, учитель предлагает различные косоугольные треугольники. Из рассмотрения чертежей учащиеся делают вывод, что если углы при основании острые, то высота пересекается с основанием, если же один из углов при основании тупой, то высота пересекается с продолжением основания.

Индуктивным путем можно подвести учащихся к теореме Виета через рассмотрение частных примеров, к теореме об отношении площадей подобных многоугольников с помощью лабораторной работы.

ИНДУКЦИЯ

НЕПОЛНАЯ

ПОЛНАЯ


СЛАБАЯ