Глава 5
ПОКАЗАНИЯ И ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ
К НЕКОТОРЫМ ВИДАМ
СПОРТИВНОЙ НАГРУЗКИ
ДЛЯ СЛЕПЫХ И СЛАБОВИДЯЩИХ
шшшшяшшшшяшшЛшшшшшшпшвшшшшшшшяшшнншшшшшяшшшш шммшиям
Спортивная нагрузка необходима для медико-социальной реабилитации слепых и слабовидящих, их физического, психического и социального развития. Она даже более необходима, чем для нормально видящих, так как инвалиды по зрению чаще страдают от гиподинамии и связанных с ней нарушениях психосоматического статуса. Офтальмологические рекомендации должны быть направлены на предотвращение возможных вторичных осложнений и исключение риска для здоровья.
При формировании клинико-функциональных обоснований занятий спортом для слабовидящих целесообразно использовать методический подход, аналогичный подходу, примененному учеными ЦИЭТИНа, при разработке системы трудоустройства незрячих на предприятиях ВОС.
Основным принципом этой системы было соответствие клинического статуса и функциональных возможностей инвалида, прежде всего его зрительного анализатора, требованиям, предъявляемым характером и условиями труда.
Аналогично этому принципу при составлении показаний и противопоказаний занятий спортом лиц с глубоким поражением зрения ведущим должно явиться соответствие между видом офтальмопатологии, особенностями патогенеза, степенью, характером нарушений зрительных функций, с одной стороны, и психофизиологическими особенностями спортивных нагрузок - с другой. Заключение окулиста о показаниях и противопоказаниях вида и характера спортивной нагрузки должно быть соотнесено и с соответствующей стадией заболевания.
Вынесение решения о рекомендации какой-либо спортивной нагрузки для незрячих атлетов со стороны окулистов затруднено определенной перестраховкой при оценке допустимых спортивных нагрузок. Такая оценка требует от окулиста представлений о:
- патогенетических особенностях инвалидизирующих глазных забо леваний;
- физиологических механизмах воздействия разных видов спортив ных нагрузок на орган зрения и организм в целом;
- возможностях применения средств адаптивной физической куль туры для контингента слепых и слабовидящих;
71
- современных практических достижениях высококлассных незрячих атлетов.
Рекомендации спортивной нагрузки слепым и слабовидящим необходимо определять в тесном взаимодействии офтальмолога, спортивного педагога, тренера.
Офтальмолог должен оценить офтальмологический диагноз, клинические особенности, стадию патологического процесса, состояние зрительных функций.
Спортивный педагог и тренер анализируют уровень тренированности инвалида. От этого зависит направленность, продолжительность и интенсивность нагрузки, продолжительность интервалов и характер отдыха, число повторений упражнений. Уровень тренированности определяется по принятым в спортивной медицине параметрам.
Офтальмологическая рекомендация для слепых и слабовидящих спортсменов должна ориентировать атлетов на допустимость определенных видов нагрузки, а не на какой-либо конкретный вид спорта. Вопрос стоит не в определении подходящих видов спорта, но в подходящих нагрузках. Само собой разумеется, первая цель - уменьшить или исключить риск для здоровья спортсмена, в чем солидарны авторы литературных публикаций.
Оценку допустимой нагрузки для слепых и слабовидящих спортсменов целесообразно проводить с ориентацией не на какой-либо конкретный вид спорта, а с учетом направленности тренировочного процесса, который развивает определенные качества (выносливость, быстроту, силу и др.) и характера выполняемых упражнений.
Исходя из направленности тренировочного процесса, А.Г. Дембо и Э.В. Земцовский выделили 9 групп со сходными физиологическими закономерностями, которые используются во время тренировок. Помимо развития определенных физических качеств (быстрота, сила, выносливость и др.) и их сочетаний предусматривается деление по мощности (максмальная, субмаксимальная, большая, умеренная и переменная) и цикличность и ацикличность выполняемой работы. Группировка была основана на том, что определенные факторы, характеризующие тренировку, вызывают сходные изменения в работе вегетативных систем организма.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.