Трудности свободного ориентирования незрячих в большом пространстве также приводят к нарушению осанки, мышечного тонуса, ухудшают контроль за движениями. Наибольшее отставание у незрячих проявляется в развитии силовой выносливости мышц, координации движений, скорости движений. Работы по исследованию характера этих нарушений у слепых и слабовидящих немногочисленны. Показаны изменения в физическом развитии, пропорциональности антропометрических характеристик, например при амблиопии и других нарушениях зрения. Имеются сведения, что при снижении моторной активности слепых молодого возраста, не занимающихся физическим трудом, возникают преждевременное ограничение различных сторон двигательной сферы: уменьшение показателей силы, быстроты, выносливости. Отмечено, что при отсутствии адекватной для мышечной ткани физической нагрузки изменения двигательной сферы у слепых протекают по тем же законам, что и у зрячих, но более глубоко и интенсивно. Вместе с тем отмечено значительное положительное воздействие физических упражнений на состояние двигательной системы, что приводило у слепых и слабовидящих к заметному улучшению осанки, устойчивости, подвижности и выносливости уже через шесть недель занятий. Описаны некоторые особенности зрительных функций после разминки у здоровых спортсменов, занимающихся пулевой стрельбой. Показано улучшение остроты зрения на 5,4-8,2%, расширение периферических границ поля зрения у наиболее тренированных атлетов, уменьшение границ слепого пятна и улучшение скорости зрительного восприятия. К.С. Коновалова отметила, что спортивные занятия вызывают положительные сдвиги в устойчивости аккомодации у школьников с миопи-ческой рефракцией. Циклические физические упражнения умеренной интенсивности (пульс 100-140) оказывают благоприятное воздействие на гемодинамику и аккомодацию, а упражнения с более высокой интенсивностью (пульс 180) сопровождаются выраженными изменениями, сохраняющимися длительное время, и ухудшением работоспособ38
ности цилиарной мышцы. Показана существенная связь между зрительным и двигательной системами, свидетельствующая о положительном влиянии на функциональное состояния зрительного анализатора учащихся при систематических спортивных занятиях. Это указывает на наличие функциональной подвижности зрительного анализатора под влиянием тренировки.
Развитие моторики с помощью спортивных занятий представляет собой важнейшее условие функционирования организма слепых и слабовидящих. В то время как для нормально видящих на первом месте стоят такие основные формы, как сила, быстрота и выносливость (по сравнению с координацией и подвижностью), у слабовидящих преобладающее значение занимают координация, а затем выносливость. Под координацией следует понимать взаимное влияние центральной нервной системы и периферической скелетной мускулатуры в пределах целенаправленного движения (в педагогике применяются термины умение, сноровка, ловкость). Улучшение координации достигается с помощью повторяющихся упражнений целенаправленного движения. При этом из сознательного направленного в кору головного мозга посыла возникает бессознательный процесс, который охватывает соответствующий отдел мозга и должен привести к вырабатыванию навыка оптимального типа движения, которое можно назвать двигательный автоматизм, или моторно-динамический стереотип. Проводящие пути соответствующих специфических типов движения, ограничение иррадиации, адаптация синапсов, двигательных клеток передних рогов спинного мозга и вестибулярного аппарата, так же, как и повышение скорости финальных завершающих актов, приводят к тому, что двигательный процесс становится надежнее и точнее.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.