5. Выделяем диапазон ячеек А1:Е11 и строим диаграмму по параметрам, представленным на рис. 3. Выбираем точечную диаграмму и делаем просмотр результатов, используя для этого соответствующую кнопку.
Рис. 3
Рис. 4 Рис. 5
6. Нажав кнопку «Далее», переходим ко второму диалоговому окну (рис. 4), в котором задаем имена рядов от1 до 4: ряд 1 имя М1=-Р+2 ряд 2 имя М2=2Р+1
ряд 3 имя М3=-Р+5 ряд 4 имя М4=-2,5Р+3
Рис. 6
7. Переходим к третьему диалоговому окну (рис. 5), с помощью которого удаляем линии сетки и задаем название графика и осей координат.
8. Нажимаем кнопку «Далее» и переходим к последнему диалоговому окну, выбирая в нем позицию размещения диаграммы на имеющемся листе (рис. 6). Нажав кнопку «Готово», получим диаграмму, представленную на рис. 7.
Рис. 7
Рис. 8. Рис. 9
9. При необходимости график можно форматировать. Для этого необходимо поставить указатель «мыши» на ось Х и вызвать контексное меню, в котором воспользуемся пунктом «формат оси…». Выставляем в диалоговом окне параметры, представленные на рис. 8.
Аналогично выставляем параметры для оси Y (рис. 9).
Если установить указатель «мыши» на графике и вызвать контексное меню, представленное на рис. 10, то, выбрав пункт «формат рядов данных», будет представлена возможность настроить указанный формат с помощью целого ряда диалоговых окон (рис. 11).
Рис. 10
Рис. 11
Аналогично вызвав контексное меню, можно настроить область диаграммы (рис. 12).
10. В результате проведенных настроек получаем графическое решение, представленное на рис. 13.
11. Из графика видно, что минимальный выигрыш максимален для точки пересечения первой и второй прямых.
12. Решая уравнение μ1 = μ2, т.е. –Р+2=2Р+1, получаем Р+1/3, цена игры .
13. Оптимальная стратегия первого игрока .
Рис. 12
Рис. 13
14. Для второго игрока оптимальными являются первая и вторая стратегии. Пусть вероятность (частоты) их применения 1-q, q.
Зная цену игры, составляем уравнение , следовательно, и находим .
Значит, его оптимальные вероятности (частоты) .
Ответ: .
Пример 2.
Найти графически решение следующей игры
Bj Аi |
B1 |
B2 |
A1 |
3 |
1 |
A2 |
-4 |
4 |
А3 |
5 |
-6 |
А4 |
2 |
2 |
А5 |
-3 |
-2 |
Решение.1.Пусть Р1=1-q, q2 = q вероятности применения игроком В чистой стратегии В1, В2 соответственно, тогда проигрыш в зависимости
от чистых стратегий, применяемых игроком А, соответственно составляет:
,
,
,
,
.
2. В столбце А начиная с ячейки А1 задаем последовательность значений переменной q, как арифметическую прогрессию с первым членом, равным нулю, разностью – 0,1 и предельным значением 1.
3. В ячейку В1 вводим формулу = -2*А1+3 и методом автозаполнения формируем диапазон ячеек В1:В11.
4. В ячейку С1 вводим формулу = 8*А1-4 и аналогично предыдущему пункту заполняем диапазон ячеек С1:С11.
5. Аналогично в ячейки D1, E1, F1 вводим формулы: = -11*А1+5, =2, =А1-3 соответственно и заполняем диапазоны D1:D11, E1:E11, F1:F11.
Рис. 14
Рис. 15 Рис. 16
Рис. 17
6. Выделяем диапазон ячеек А1:F11 и строим точечную диаграмму с данными, представленными на рис. 14 – 15. Результат представлен на рис. 16. При необходимости можно сделать форматирование графика, как рассказано в предыдущем примере. Результат представлен на рис. 17.
7. Из графика видно, минимальные точки в верхней огибающей заполняют отрезок, начинающийся с точки пересечения отрезков а11а12, а41а42 и заканчивающийся в точке пересения отрезков а21а22, а41а42.
8. Решая уравнение , получаем q = 1/2.
9. Цена игры .
10. Первая оптимальная стратегия игрока В .
11. Решая уравнение , получаем q = 3/4.
12. Вторая оптимальная стратегия игрока В .
13. Стратегия А4 игрока А является оптимальной.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.