Оптимальные стратегии для игроков. Решение графических игр заданными платежными матрицами, страница 4

11. Абсцисса q0 минимальной точки (удовлетворяющая равенству ) является вероятностью случайного выбора игроком В чистой стратегии В2 в оптимальной смешанной стратегии q0 = (1 – q0, q0).

12. Ордината минимальной точки верхней огибающей является ценой игры.

13. Верхний из нижних концов отрезков аi1ai2, i = 1, 2, …, m является нижней ценой игры в чистых стратегиях a.

14. Нижний из концов верхней огибающей (лежащих на перпендикулярах) является верхней ценой игры в чистых стратегиях b.

15. Элемент матрицы А, изображающая точка которого является нижним концом отрезка, на котором она лежит, и верхней на перпендикуляре, на котором она лежит, является седловой точкой игры.

В этом случае чистая стратегия игрока А, номер которой совпадает с первым индексом седловой точки, является оптимальной.

Теорема 15. Если через минимальную точку верхней огибающей отрезков аi1ai2, i = 1, 2, …, m порождаемых чистыми стратегиями Ai, i = 1, 2, …, m игрока А, проходят два каких-либо отрезка  и , i1 ¹ i2,  i1, i2 Î {1, 2, …, m}, то абсцисса точки М  , и, следовательно, , а цена игры .

Теорема 16. Пусть через минимальную точку М верхней огибающей отрезков аi1ai2, i = 1, 2, …, m порождаемых чистыми стратегиями Аi, i = 1, 2, …, m игрока А, проходят два каких-либо отрезка  и ,  i1 ¹ i2,  i1, i2 Î {1, 2, …, m}. Для того чтобы смешанная стратегия  игрока А, где , , Pi = 0, i Î {1, 2, …, m} \ {i1, i2}, была оптимальной, необходимо и достаточно, чтобы отрезки  и  имели разные наклоны.

Следствие. Если в условиях теоремы 16

1. Отрезок  не является  горизонтальным, т.е. имеет ненулевой наклон, то чистая стратегия  игрока А является активной.

2. Отрезок  не является горизонтальным, т.е. имеет ненулевой наклон, то чистая стратегия  игрока А является активной.

3. Ни один из отрезков  и   не является горизонтальным, то стратегии  и  игрока А  являются активными.

4. Отрезок  горизонтален, то стратегия  оптимальна.

5. Отрезок  горизонтален, то стратегия  оптимальна.

Пример 24. Найти решение игры 5´2 с матрицей

А=

Вj

Аi

В1

В2

А1

3

1

А2

– 4

4

А3

5

– 6

А4

2

2

А5

– 3

– 2

Решение. На рис. 35 минимальные точки верхней огибающей заполняют отрезок [М1 М2]. Поэтому q0 = (1 – q0, q0),  и геометрически выражается отрезком . Так как этот отрезок не содержит ни одного из концов отрезка [0, 1], то чистые стратегии игрока В не являются оптимальными стратегиями,  и  являются крайними оптимальными стратегиями. Цена игры `g равна ординате точек М Î [М1, М2]: `g = 2.

Рис. 35

Значения  и `g = 2, найденные графически, подтверждаются результатом вычисления по формулам:

,                                   (1)

,                  (2)

.                                             (3)

В самом деле, так как через минимальную точку М1 верхней огибающей проходят два отрезка а11а12 и а41а42, то по формуле (1) при i1 = 1 и i2 =4 будем иметь: .

Так как через минимальную точку М2 верхней огибающей проходят два отрезка а21а22 и а41а42, то по формуле (1) при i1 = 2 и i2 = 4  имеем: .

По формуле (3) при i1 = 1 и i2 = 4,

.

Поскольку отрезок а41а42, проходящий через минимальную точку М1 (и все остальные минимальные точки), горизонтален, то стратегия А4 игрока А является оптимальной.

11.12. Взаимосвязь матричных игр и линейного программирования

1.  Сведение матричной игры к двойственной задаче линейного программирования

Теорема 17. Решение матричной игры m´n с матрицей

А=

Bj

Ai

В1

В2

¼

Вn

A1

а11

a12

¼

a1n

A2

а21

a22

¼

a2n

¼

¼

¼

¼

¼

Am

am1

am2

¼

amn