11. Абсцисса q0 минимальной точки (удовлетворяющая равенству ) является вероятностью случайного выбора игроком В чистой стратегии В2 в оптимальной смешанной стратегии q0 = (1 – q0, q0).
12. Ордината минимальной точки верхней огибающей является ценой игры.
13. Верхний из нижних концов отрезков аi1ai2, i = 1, 2, …, m является нижней ценой игры в чистых стратегиях a.
14. Нижний из концов верхней огибающей (лежащих на перпендикулярах) является верхней ценой игры в чистых стратегиях b.
15. Элемент матрицы А, изображающая точка которого является нижним концом отрезка, на котором она лежит, и верхней на перпендикуляре, на котором она лежит, является седловой точкой игры.
В этом случае чистая стратегия игрока А, номер которой совпадает с первым индексом седловой точки, является оптимальной.
Теорема 15. Если через минимальную точку верхней огибающей отрезков аi1ai2, i = 1, 2, …, m порождаемых чистыми стратегиями Ai, i = 1, 2, …, m игрока А, проходят два каких-либо отрезка и , i1 ¹ i2, i1, i2 Î {1, 2, …, m}, то абсцисса точки М , и, следовательно, , а цена игры .
Теорема 16. Пусть через минимальную точку М верхней огибающей отрезков аi1ai2, i = 1, 2, …, m порождаемых чистыми стратегиями Аi, i = 1, 2, …, m игрока А, проходят два каких-либо отрезка и , i1 ¹ i2, i1, i2 Î {1, 2, …, m}. Для того чтобы смешанная стратегия игрока А, где , , Pi = 0, i Î {1, 2, …, m} \ {i1, i2}, была оптимальной, необходимо и достаточно, чтобы отрезки и имели разные наклоны.
Следствие. Если в условиях теоремы 16
1. Отрезок не является горизонтальным, т.е. имеет ненулевой наклон, то чистая стратегия игрока А является активной.
2. Отрезок не является горизонтальным, т.е. имеет ненулевой наклон, то чистая стратегия игрока А является активной.
3. Ни один из отрезков и не является горизонтальным, то стратегии и игрока А являются активными.
4. Отрезок горизонтален, то стратегия оптимальна.
5. Отрезок горизонтален, то стратегия оптимальна.
Пример 24. Найти решение игры 5´2 с матрицей
А= |
Вj Аi |
В1 |
В2 |
А1 |
3 |
1 |
|
А2 |
– 4 |
4 |
|
А3 |
5 |
– 6 |
|
А4 |
2 |
2 |
|
А5 |
– 3 |
– 2 |
Решение. На рис. 35 минимальные точки верхней огибающей заполняют отрезок [М1 М2]. Поэтому q0 = (1 – q0, q0), и геометрически выражается отрезком . Так как этот отрезок не содержит ни одного из концов отрезка [0, 1], то чистые стратегии игрока В не являются оптимальными стратегиями, и являются крайними оптимальными стратегиями. Цена игры `g равна ординате точек М Î [М1, М2]: `g = 2.
Рис. 35
Значения и `g = 2, найденные графически, подтверждаются результатом вычисления по формулам:
, (1)
, (2)
. (3)
В самом деле, так как через минимальную точку М1 верхней огибающей проходят два отрезка а11а12 и а41а42, то по формуле (1) при i1 = 1 и i2 =4 будем иметь: .
Так как через минимальную точку М2 верхней огибающей проходят два отрезка а21а22 и а41а42, то по формуле (1) при i1 = 2 и i2 = 4 имеем: .
По формуле (3) при i1 = 1 и i2 = 4,
.
Поскольку отрезок а41а42, проходящий через минимальную точку М1 (и все остальные минимальные точки), горизонтален, то стратегия А4 игрока А является оптимальной.
11.12. Взаимосвязь матричных игр и линейного программирования
1. Сведение матричной игры к двойственной задаче линейного программирования
Теорема 17. Решение матричной игры m´n с матрицей
А= |
|
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.