Тема 4: Стратегическое планирование на предприятии
Вопросы:
1. Сущность и функции стратегического планирования
2. Анализ внешней и внутренней среды
3. Определение миссии и целей предприятия
4. Планирование стратегии предприятия
1. Сущность и функции стратегического планирования
Стратегическое планирование представляет собой набор процедур и решений, с помощью которых разрабатывается стратегия предприятия, обеспечивающая достижение целей его функционирования. Оно является фундаментом, на котором строится вся система управленческих функций. С помощью стратегического планирования формируется система целей функционирования предприятия и объединяются усилия всего коллектива по их достижению.
Важнейшая задача стратегического планирования – обеспечить нововведения и организационные изменения, необходимые для жизнедеятельности предприятия. Для этого оно выполняет следующие основные функции:
1. Распределение ресурсов. Этот процесс включает планирование распределения всех имеющихся ресурсов (материальных, трудовых, финансовых). Стратегия предприятия строится не только на расширении бизнеса и удовлетворении рыночного спроса, но и на эффективном использовании ресурсов и постоянном снижении издержек. Поэтому эффективное распределение ресурсов между сферами бизнеса, поиск комбинаций их рационального сочетания является важной функцией стратегического планирования.
2. Адаптация к внешней среде, то есть процесс приспособления предприятия к изменяющимся рыночным условиям хозяйствования. Рыночная среда по отношению к предприятию всегда содержит благоприятные и неблагоприятные условия, то есть возможности и угрозы. Задача адаптации – использовать имеющиеся и будущие преимущества, а угрозы предотвращать или минимизировать. Данная функция выполняется и оперативным управлением, но последнее может быть намного эффективнее, если конкурентные преимущества и барьеры будут спрогнозированы заранее и заложены в план.
3. Координация и регулирование – предполагает согласование усилий структурных подразделений предприятия для достижения стратегических целей. Все компоненты стратегического плана должны быть увязаны по ресурсам, структурным подразделениям, исполнителям и функциональным процессам. Эта увязка обеспечивается системой формирования плановых показателей, а также наличием специальных исполнителей, ответственных за координацию.
4. Организационные изменения – предусматривают формирование организации, обеспечивающей слаженную работу управленцев, развитие их мышления и учет прошлого опыта стратегического планирования. В итоге она проявляется через проведение организационных преобразований предприятия – перераспределение функций управления, полномочий и ответственности работников, создание системы стимулирования, обеспечивающей реализацию плана. Очень важно, чтобы организационные изменения проводились не просто как реакция на сложившуюся ситуацию, а как результат стратегического предвидения.
Преимущества стратегического планирования состоят в большей степени обоснованности планов и большей вероятности реализации их различных вариантов. В современной экономике темпы изменений настолько высоки, что стратегическое планирование стало единственным способом формального предвидения проблем и возможностей. Оно дает высшему руководству средства создания долгосрочных планов, основу для принятия решений, снижает риск при их принятии, обеспечивает интеграцию целей и задач предприятия в целом и его структурных подразделений.
Вместе с тем стратегическое планирование не лишено и недостатков:
- оно не дает детальной картины будущего;
- не имеет четкого алгоритма составления и реализации плана;
- требует значительных затрат ресурсов и прежде всего на проведение внешних исследований;
- не дает желаемого эффекта без соответствующего механизма реализации стратегического плана.
Стратегическое планирование можно рассматривать как совокупность 6 взаимосвязанных управленческих процессов, вытекающих один из другого. Между этими процессами существует устойчивая обратная связь и влияние каждого процесса на все остальные. Таким образом, процесс стратегического планирования включает следующие этапы:
1. Анализ и оценка внешней среды;
2. Анализ и оценка внутренней структуры;
3. Определение миссии предприятия;
4. Формирование целей и задач предприятия;
5. Разработка и анализ стратегических альтернатив;
6. Выбор стратегии и обоснование стратегического плана
Процесс стратегического планирования является ядром процесса стратегического управления, которое помимо собственно планирования содержит также механизм реализации решений, включающий еще два этапа:
7. Реализация стратегии;
8. Оценка и контроль выполнения стратегических планов.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.