Стратегическое планирование на предприятии. Сущность и функции операции. Анализ внешней и внутренней среды

Страницы работы

Содержание работы

Тема 4: Стратегическое планирование на предприятии

Вопросы:

1. Сущность и функции стратегического планирования

2. Анализ внешней и внутренней среды

3. Определение миссии и целей предприятия

4. Планирование стратегии предприятия

1. Сущность и функции стратегического планирования

Стратегическое планирование представляет собой набор процедур и решений, с помощью которых разрабатывается стратегия предприятия, обеспечивающая достижение целей его функционирования. Оно является фундаментом, на котором строится вся система управленческих функций. С помощью стратегического планирования формируется система целей функционирования предприятия и объединяются усилия всего коллектива по их достижению.

Важнейшая задача стратегического планирования – обеспечить нововведения и организационные изменения, необходимые для жизнедеятельности предприятия. Для этого оно выполняет следующие основные функции:

1. Распределение ресурсов. Этот процесс включает планирование распределения всех имеющихся ресурсов (материальных, трудовых, финансовых). Стратегия предприятия строится не только на расширении бизнеса и удовлетворении рыночного спроса, но и на эффективном использовании ресурсов и постоянном снижении издержек. Поэтому эффективное распределение ресурсов между сферами бизнеса, поиск комбинаций их рационального сочетания является важной функцией стратегического планирования.

2. Адаптация к внешней среде, то есть процесс приспособления предприятия к изменяющимся рыночным условиям хозяйствования. Рыночная среда по отношению к предприятию всегда содержит благоприятные и неблагоприятные условия, то есть возможности и угрозы. Задача адаптации – использовать имеющиеся и будущие преимущества, а угрозы предотвращать или минимизировать. Данная функция выполняется и оперативным управлением, но последнее может быть намного эффективнее, если конкурентные преимущества и барьеры будут спрогнозированы заранее и заложены в план.

3. Координация и регулирование – предполагает согласование усилий структурных подразделений предприятия для достижения стратегических целей. Все компоненты стратегического плана должны быть увязаны по ресурсам, структурным подразделениям, исполнителям и функциональным процессам. Эта увязка обеспечивается системой формирования плановых показателей, а также наличием специальных исполнителей, ответственных за координацию.

4. Организационные изменения – предусматривают формирование организации, обеспечивающей слаженную работу управленцев, развитие их мышления и учет прошлого опыта стратегического планирования. В итоге она проявляется через проведение организационных преобразований предприятия – перераспределение функций управления, полномочий и ответственности работников, создание системы стимулирования, обеспечивающей реализацию плана. Очень важно, чтобы организационные изменения проводились не просто как реакция на сложившуюся ситуацию, а как результат стратегического предвидения.

Преимущества стратегического планирования состоят в большей степени обоснованности планов и большей вероятности реализации их различных вариантов. В современной экономике темпы изменений настолько высоки, что стратегическое планирование стало единственным способом формального предвидения проблем и возможностей. Оно дает высшему руководству средства создания долгосрочных планов, основу для принятия решений, снижает риск при их принятии, обеспечивает интеграцию целей и задач предприятия в целом и его структурных подразделений.

Вместе с тем стратегическое планирование не лишено и недостатков:

- оно не дает детальной картины будущего;

- не имеет четкого алгоритма составления и реализации плана;

- требует значительных затрат ресурсов и прежде всего на проведение внешних исследований;

- не дает желаемого эффекта без соответствующего механизма реализации стратегического плана.

Стратегическое планирование можно рассматривать как совокупность 6 взаимосвязанных управленческих процессов, вытекающих один из другого. Между этими процессами существует устойчивая обратная связь и влияние каждого процесса на все остальные. Таким образом, процесс стратегического планирования включает следующие этапы:

1. Анализ и оценка внешней среды;

2. Анализ и оценка внутренней структуры;

3. Определение миссии предприятия;

4. Формирование целей и задач предприятия;

5. Разработка и анализ стратегических альтернатив;

6. Выбор стратегии и обоснование стратегического плана

Процесс стратегического планирования является ядром процесса стратегического управления, которое помимо собственно планирования содержит также механизм реализации  решений, включающий еще два этапа:

7. Реализация стратегии;

8. Оценка и контроль выполнения стратегических планов.

Похожие материалы

Информация о работе