2. Анализ внешней и внутренней среды
2.1. Анализ внешней среды
Для предприятия внешняя среда является источником, который обеспечивает его ресурсами, необходимыми для успешного функционирования. Задача стратегического планирования – обеспечить такое взаимодействие с внешней средой, которое позволило бы поддерживать ее потенциал на уровне, необходимом для эффективного функционирования и развития. Поэтому для формирования и реализации эффективной стратегии высшее руководство предприятия должно иметь углубленное представление о внешней среде и тенденциях ее развития.
Внешняя среда исследуется в первую очередь для того, чтобы выявить возможности и угрозы, которые необходимо учитывать при постановке своих целей и их достижении. Анализ внешней среды позволяет прогнозировать непредвиденные, на первый взгляд, обстоятельства, разрабатывать меры предупреждения угроз, превращать потенциальные угрозы в возможности.
Анализ внешней среды нужен, чтобы получить ответы на 3 основных вопроса:
1. Где находится организация по отношению к другим участникам бизнеса?
2. Где предприятие должно находиться в будущем?
3. Что необходимо сделать, чтобы предприятие переместилось из фактической позиции в желаемую?
Чтобы эффективно изучать состояние внешней среды, необходимо создать систему ее отслеживания. В этой сфере наиболее распространенными методами наблюдения являются: - анализ научно-технических и экономических публикаций, публикаций в деловой прессе;
- участие в научных и деловых конференциях, выставках и т.п. мероприятиях;
- анализ имеющегося опыта работы;
- проведение на предприятии совещаний, мозговых атак, конкурсов и т.д.
Изучение внешней среды не должно заканчиваться констатацией фактов. Здесь важно вскрыть тенденции, отражающие изменения состояния отдельных параметров и попытаться предсказать тренды их развития, чтобы предвидеть будущие угрозы и возможности.
В стратегическом планировании внешнее окружение принято рассматривать как совокупность двух сред: макросреды и среды непосредственного окружения (микросреды).
Макросреда создает общие условия существования фирмы. Это важнейший элемент внешней среды, так как возможность влияния на него со стороны предприятия минимальна, а последствия изменения в макросреде носят глобальный характер.
Угрозы и возможности со стороны макросреды можно сгруппировать в 7 областей: экономика, политика, рынок, технология, конкуренция, международное положение, социальные условия.
Все параметры макросреды взаимообусловлены, т.е. изменения в одной области неизбежно приводят к изменениям в другой. Поэтому влияние факторов макросреды приходится учитывать не по отдельности, а в совокупности, что затрудняет их анализ. Степень воздействия отдельных факторов различна и зависит от многих обстоятельств, поэтому при анализе макросреды очень важно оценить степень влияния каждого фактора.
Анализ непосредственного окружения (микросреды) предусматривает исследование тех компонентов внешней среды, с которыми предприятие непосредственно контактирует в процессе хозяйственной деятельности. В этом контакте важным является то, само предприятие может влиять на характер и содержание этого взаимодействия, предотвращать появление угроз, создавать себе определенные преимущества. Основными элементами микросреды являются конкуренты, покупатели, поставщики, рынок рабочей силы. Рассмотрим особенности анализа каждого элемента в отдельности.
1. Конкуренты. В стратегическом планировании анализ конкурентов занимает особое место. Данное исследование направлено на то, чтобы выявить у конкурентов сильные и слабые стороны, и на этой основе строить свою стратегию бизнеса. К конкурентам относятся:
- внутриотраслевые конкуренты;
- производители замещающих товаров;
- потенциальные конкуренты.
Основной принцип стратегического анализа конкурентов в том, что ни одно предприятие не должно позволять себе игнорировать любую реакцию своих конкурентов. В результате данного анализа должны быть получены ответы на 4 вопроса:
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.