Стратегическое планирование на предприятии. Сущность и функции операции. Анализ внешней и внутренней среды, страница 6

3.2. Система целей деятельности предприятия

Цели – это показатели или параметры деятельности предприятия, достижение которых обусловлено ее миссией и на реализацию которых направлена хозяйственная деятельность. Они должны вытекать из ответа на вопрос, что представляет собой предприятие, каким оно будет и каким должно быть. Цели в стратегическом планировании - основополагающий элемент, значение которого заключается в следующем:

- Цели служат исходной точкой для планирования стратегии;

- Они лежат в основе организации  предприятия;

- На целях основана система мотивации труда;

- Цели являются основой для контроля и анализа хозяйственной деятельности.

На практике существуют 2 вида целей – долгосрочные и текущие. В основе их разделения лежит временной период, связанный с длительностью производственного цикла, жизненного цикла предприятия и жизненного цикла продукции. Поэтому у каждого предприятия есть собственная система целей, хотя среди них можно выделить целый ряд универсальных целей:

1. Доходы предприятия (величина прибыли, выручки, рентабельность продаж, уровень рентабельности и т.д.)

2 .Эффективность (издержки, себестоимость единицы продукции, материалоемкость и т.д)

3. Положение на рынке;

4. Ресурсы предприятия;

5. Производственные мощности;

6. Продукция

7. Организационные изменения

8. Качество работы с клиентами

9. Социальная ответственность

10. Потребности сотрудников

11. Развитие предприятия

4. Планирование стратегии предприятия

Формулирование стратегии – следующий этап после целеполагания, направленный на выбор одной из стратегических альтернатив. Выбор одного из возможных вариантов стратегии, наиболее подходящего условиям среды и выбранным целям деятельности предприятия,  может быть осуществлен руководством уже в ходе стратегического анализа. Однако методы стратегического анализа не могут подменить фундаментального стратегического мышления. Главная слабость формальных методов поиска стратегии в том, что они игнорируют специфические особенности каждого из видов бизнеса, могут к привести к слишком общим, абстрактным выводам.

Процесс формирования стратегии включает 3 этапа:

  1. формирование общей стратегии организации
  2. формирование деловой (конкурентной) стратегии
  3. определение функциональной стратегии предприятия

Общая стратегия формируется высшим руководством и должна решить 2 основные задачи:

- отбор и развертывание основных элементов общей стратегии;

- установление конкретной роли каждого подразделения в реализации стратегии и способов распределения ресурсов между ними.

Всё разнообразие общих стратегий сводится к 3 основным типам: Стабильность, Рост, Сокращение.

Стратегия стабильности – сосредоточение на существующих направления бизнеса и поддержка их (обычно используется крупными предприятиями, доминирующими на рынке).

Стратегия роста – увеличение организации, часто через проникновение и захват новых рынков. Разновидностями стратегии роста являются вертикальная и горизонтальная интеграция. С.Р. реализуется тремя способами:

- поглощение конкурирующих фирм (путем аквизиции – приобретения контрольного пакета акций);

- слияние – объединение на приблизительно равноправных началах  в рамках единой организации;

- совместное предприятие – объединение организаций различных стран для реализации совместного проекта.

Стратегия сокращения применяется в тех случаях, когда выживание находится под угрозой. Встречается в следующих разновидностях:

- разворот – используется, когда организация действует неэффективно, но еще не достигла критической точки. Означает отказ от производства нерентабельных продуктов, излишков рабочей силы, неэффективных каналов распределения, поиск резервов эффективного использования ресурсов. При положительных результатах позволяет перейти к использованию стратегии роста.

- отделение  - продажа неэффективного направления бизнеса или превращение его в отдельное предприятие;