Стратегическое планирование на предприятии. Сущность и функции операции. Анализ внешней и внутренней среды, страница 3

- Удовлетворен ли конкурент своим настоящим положением?

- Как может измениться стратегия конкурента?

- В чем уязвимость конкурента?

- Что может спровоцировать наиболее опасные ответные меры со стороны конкурента?

2. Покупатели. В этой сфере задача анализа состоит в том, чтобы определить потребителей продукции предприятия. В результате анализа необходимо выяснить следующие вещи:

- Какой продукт нужен покупателю?

- На какой объем продаж предприятие может рассчитывать?

- В какой мере покупатели привержены к нашему продукту?

- Насколько можно расширить круг потенциальных покупателей?

Положение покупателей на рынке, учитываемое при разработке стратегии, зависит от целого ряда факторов. Из них ведущими являются:

- соотношение степени зависимости покупателя от продавца со степенью зависимости продавца от покупателя;

- объем закупок, осуществляемых покупателями;

- уровень информированности покупателей о состоянии рынка данного товара и стратегии фирмы;

- наличие и объемы выпуска замещающих товаров;

- чувствительность покупателя к цене товара.

3. Поставщики. Анализ поставщиков направлен на выявление таких факторов в их деятельности, от которых будут зависеть себестоимость и качество выпускаемой продукции. Степень влияния поставщиков на деятельность предприятия может быть оценена с помощью следующих факторов:

- уровень специализации поставщиков;

- потенциальные издержки поставщика при замене клиентов;

- степень специализации покупателя при закупке определенных ресурсов;

- степень концентрации поставщиков на работе с конкретными клиентами;

При изучении поставщиков необходимо исследовать:

1. Стоимость поставляемого товара и тенденции ее изменения;

2. Гарантии качества поставляемого товара;

3. Временной график поставки;

4. Надежность поставщиков, которая оценивается с точки зрения их пунктуальности в исполнении договорных обязательств, соблюдения сроков поставок и т.п.

4. Рынок рабочей силы. Задача анализа рынка рабочей силы в том, чтобы оценить его потенциальные возможности в обеспечении предприятия квалифицированными кадрами.  Здесь необходимо исследовать следующие элементы:

- наличие на рынке труда кадров необходимой квалификации, возраста, пола и т.д.;

- особенности политики государства, профсоюзов, объединений нанимателей в сфере трудовых отношений и оплаты труда;

- стоимость рабочей силы и динамика ее изменения.

2.2. Анализ внутренней среды

Целью анализа внутренней среды является  выявление сильных и слабых сторон самого предприятия. Чтобы воспользоваться внешними возможностями, предприятие должно располагать соответствующим внутренним потенциалом. При этом очень важно знать слабые места, которые могут существенно усугубить воздействие внешних опасностей.

В процессе стратегического анализа внутренней среды необходимо изучить 5 функциональных сфер хозяйственной деятельности: маркетинг, финансы, производство, персонал, культура и имидж предприятия.

1. Маркетинг. Анализ этой сферы охватывает все процессы, связанные с планирование объемов производства и процессов реализации продукции и включает следующие элементы:

- Стратегия продукта;

- Стратегия ценообразования;

- Стратегия продвижения продукта.

- Выбор рынков сбыта и систем распределения продукции.

При исследовании маркетинговых процессов в стратегическом планировании выделяют следующие объекты  анализа:

- Доля рынка и конкурентоспособность продукции предприятия;

- Ассортимент и качество продукции;

- Демографическая статистика рынка;

- Предпродажное и послепродажное обслуживание покупателей;

- Эффективность сбыта, рекламы и продвижения товаров;

- Прибыль от различных видов товаров и услуг;

- Концентрация продаж;

- Эффективность каналов сбора информации о рынке;

- Жизненный цикл товара и возможность расширения продаж;

- Каналы распределения, их количество, охват и контроль;

- Имидж и репутация товара;