- Удовлетворен ли конкурент своим настоящим положением?
- Как может измениться стратегия конкурента?
- В чем уязвимость конкурента?
- Что может спровоцировать наиболее опасные ответные меры со стороны конкурента?
2. Покупатели. В этой сфере задача анализа состоит в том, чтобы определить потребителей продукции предприятия. В результате анализа необходимо выяснить следующие вещи:
- Какой продукт нужен покупателю?
- На какой объем продаж предприятие может рассчитывать?
- В какой мере покупатели привержены к нашему продукту?
- Насколько можно расширить круг потенциальных покупателей?
Положение покупателей на рынке, учитываемое при разработке стратегии, зависит от целого ряда факторов. Из них ведущими являются:
- соотношение степени зависимости покупателя от продавца со степенью зависимости продавца от покупателя;
- объем закупок, осуществляемых покупателями;
- уровень информированности покупателей о состоянии рынка данного товара и стратегии фирмы;
- наличие и объемы выпуска замещающих товаров;
- чувствительность покупателя к цене товара.
3. Поставщики. Анализ поставщиков направлен на выявление таких факторов в их деятельности, от которых будут зависеть себестоимость и качество выпускаемой продукции. Степень влияния поставщиков на деятельность предприятия может быть оценена с помощью следующих факторов:
- уровень специализации поставщиков;
- потенциальные издержки поставщика при замене клиентов;
- степень специализации покупателя при закупке определенных ресурсов;
- степень концентрации поставщиков на работе с конкретными клиентами;
При изучении поставщиков необходимо исследовать:
1. Стоимость поставляемого товара и тенденции ее изменения;
2. Гарантии качества поставляемого товара;
3. Временной график поставки;
4. Надежность поставщиков, которая оценивается с точки зрения их пунктуальности в исполнении договорных обязательств, соблюдения сроков поставок и т.п.
4. Рынок рабочей силы. Задача анализа рынка рабочей силы в том, чтобы оценить его потенциальные возможности в обеспечении предприятия квалифицированными кадрами. Здесь необходимо исследовать следующие элементы:
- наличие на рынке труда кадров необходимой квалификации, возраста, пола и т.д.;
- особенности политики государства, профсоюзов, объединений нанимателей в сфере трудовых отношений и оплаты труда;
- стоимость рабочей силы и динамика ее изменения.
2.2. Анализ внутренней среды
Целью анализа внутренней среды является выявление сильных и слабых сторон самого предприятия. Чтобы воспользоваться внешними возможностями, предприятие должно располагать соответствующим внутренним потенциалом. При этом очень важно знать слабые места, которые могут существенно усугубить воздействие внешних опасностей.
В процессе стратегического анализа внутренней среды необходимо изучить 5 функциональных сфер хозяйственной деятельности: маркетинг, финансы, производство, персонал, культура и имидж предприятия.
1. Маркетинг. Анализ этой сферы охватывает все процессы, связанные с планирование объемов производства и процессов реализации продукции и включает следующие элементы:
- Стратегия продукта;
- Стратегия ценообразования;
- Стратегия продвижения продукта.
- Выбор рынков сбыта и систем распределения продукции.
При исследовании маркетинговых процессов в стратегическом планировании выделяют следующие объекты анализа:
- Доля рынка и конкурентоспособность продукции предприятия;
- Ассортимент и качество продукции;
- Демографическая статистика рынка;
- Предпродажное и послепродажное обслуживание покупателей;
- Эффективность сбыта, рекламы и продвижения товаров;
- Прибыль от различных видов товаров и услуг;
- Концентрация продаж;
- Эффективность каналов сбора информации о рынке;
- Жизненный цикл товара и возможность расширения продаж;
- Каналы распределения, их количество, охват и контроль;
- Имидж и репутация товара;
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.