- Можно ли улучшить работу предприятия путем участия работников в управлении и планировании;
- Насколько работники фирмы понимают и разделяют ее цели и задачи.
5. Культура и имидж фирмы. Сюда относятся слабоформализуемые факторы, создающие образ предприятия. Культура фирмы отражает преобладающие в ней обычаи, нравы, устремления. В стратегическом планировании культура используется для привлечения работников определенного профиля, стимулирования определенного типа поведения работников, расположения клиентов не просто к покупке товара, но и к долгосрочным отношениям.
Насколько удачными являются культура и образ фирмы, можно судить по ответам на следующие вопросы:
- Последовательна ли фирма в реализации своей стратегии;
- Каков образ фирмы по сравнению с конкурентами;
- Привлекает ли фирма известных специалистов;
- Насколько ее товары и услуги соответствуют рекламе.
3. Определение миссии и целей предприятия
3.1. Понятие и сущность миссии
Процесс стратегического планирования базируется на том, что ни одно предприятие в условиях рынка не сможет успешно функционировать, если не имеет четкого статуса и ориентиров деятельности. Целевое начало в деятельности предприятия необходимо рассматривать в двух аспектах:
1. Это траектория движения фирмы, ориентиры, к которым она должна стремиться.
2. Это организационное начало, которое объединяет людей, преследующих определенные цели.
Предприятия создаются, чтобы люди могли решать свои проблемы, поэтому каждое предприятие с самого начала имеет определенную ориентацию. Другие участники бизнеса – поставщики, покупатели – преследуют свои собственные цели, при этом они также придают деятельности фирмы определенную направленность, тем самым конкретизируя её целевое начало. Целевое начало в деятельности фирмы в процессе стратегического планирования выражается в двух параметрах – миссии и целях. Установление миссии и целей, стратегии их реализации – это и есть задача стратегического планирования, которая решается высшим руководством.
Принято разграничивать широкое и узкое понимание миссии. В широком смысле это философия и концепция бизнеса, которая придает смысл существованию предприятия, показывает, как оно собирается осуществлять свою деятельность. В узком смысле миссия представляет собой комплекс параметров, которые определяют отличия от аналогичных предприятий, придают фирме оригинальность и неповторимость.
Миссия выполняет следующие функции:
- Детализация статуса, формирование условий и стратегии деятельности;
- Основа для принятия управленческих решений;
- Формирование клиента;
- База для развития предприятия;
- Систематизация;
- Рационализация производства, труда и управления.
К содержанию миссии предъявляются следующие требования:
- Простота определения и удобство восприятия;
- Миссия должна быть основана на удовлетворении интересов потребителей;
- Учет интересов всех участников бизнеса (поставщики, собственники, персонал и т.д.);
- Учет пяти ведущих факторов (история фирмы, стиль поведения собственников и менеджеров, среда обитания фирмы, ее ресурсный потенциал, отличительные особенности фирмы);
- Миссия обязательно должна включать целевую направленность деятельности организации, сферу ее деятельности, моральный кодекс и способы осуществления деятельности.
Хотя формально определение миссии предшествует разработке деловой и портфельной стратегии, фактически они должны быть взаимосвязаны и разрабатываться параллельно.
В миссии не должно быть конкретных мероприятий, конкретных сроков, то есть она должна оставлять простор для гибкого развития организации, указывая при этом только сферы и приоритеты деятельности. Принципиальное положение миссии, которое определяет организационно-правовой статус предприятия, виды деятельности и собственников имущества в хозяйственной практике фиксируется в учредительных документах.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.