Стратегическое планирование на предприятии. Сущность и функции операции. Анализ внешней и внутренней среды, страница 5

- Можно ли улучшить работу предприятия путем участия работников в управлении и планировании;

- Насколько работники фирмы понимают и разделяют ее цели и задачи.

5. Культура и имидж фирмы.  Сюда относятся слабоформализуемые факторы, создающие образ предприятия. Культура фирмы отражает преобладающие в ней обычаи, нравы, устремления. В стратегическом планировании культура используется для привлечения работников определенного профиля,  стимулирования определенного типа поведения работников, расположения клиентов не просто к покупке товара, но и к долгосрочным отношениям.

Насколько удачными являются культура и образ фирмы, можно судить по ответам на следующие вопросы:

- Последовательна ли фирма в реализации своей стратегии;

- Каков образ фирмы по сравнению с конкурентами;

- Привлекает ли фирма известных специалистов;

- Насколько ее товары и услуги соответствуют рекламе. 

3. Определение миссии и целей предприятия

3.1. Понятие и сущность миссии

Процесс стратегического планирования базируется на том, что ни одно предприятие в условиях рынка не сможет успешно функционировать, если не имеет четкого статуса и ориентиров деятельности. Целевое начало в деятельности предприятия необходимо рассматривать в двух аспектах:

1. Это траектория движения фирмы, ориентиры, к которым она должна стремиться.

2. Это организационное начало, которое объединяет людей, преследующих определенные цели.

Предприятия создаются, чтобы люди могли решать свои проблемы, поэтому каждое предприятие с самого начала имеет определенную ориентацию. Другие участники бизнеса – поставщики, покупатели – преследуют свои собственные цели, при этом они также придают деятельности фирмы определенную направленность, тем самым конкретизируя её целевое начало. Целевое начало в деятельности фирмы в процессе стратегического планирования выражается в двух параметрах – миссии и целях. Установление миссии и целей, стратегии их реализации – это и есть задача стратегического планирования, которая решается высшим руководством.

Принято разграничивать широкое и узкое понимание миссии. В широком смысле это философия и концепция бизнеса, которая придает смысл существованию предприятия, показывает, как оно собирается осуществлять свою деятельность. В узком смысле миссия представляет собой комплекс параметров, которые определяют отличия от аналогичных предприятий, придают фирме оригинальность и неповторимость.

Миссия выполняет следующие функции:

- Детализация статуса, формирование условий и стратегии деятельности;

- Основа для принятия управленческих решений;

- Формирование клиента;

- База для развития предприятия;

- Систематизация;

- Рационализация производства, труда и управления.

К содержанию миссии предъявляются следующие требования:

- Простота определения и удобство восприятия;

- Миссия должна быть основана на удовлетворении интересов потребителей;

- Учет интересов всех участников бизнеса (поставщики, собственники,  персонал и т.д.);

- Учет пяти ведущих факторов (история фирмы, стиль поведения собственников и менеджеров, среда обитания фирмы, ее ресурсный потенциал, отличительные особенности фирмы);

- Миссия обязательно должна включать целевую направленность деятельности организации, сферу ее деятельности, моральный кодекс и способы осуществления деятельности.

Хотя формально определение миссии предшествует разработке деловой и портфельной стратегии, фактически они должны быть взаимосвязаны и разрабатываться параллельно.

В миссии не должно быть конкретных мероприятий, конкретных сроков, то есть она должна оставлять простор для гибкого развития организации, указывая при этом только сферы и приоритеты деятельности.  Принципиальное положение миссии, которое определяет организационно-правовой статус предприятия, виды деятельности и собственников имущества в хозяйственной практике фиксируется в учредительных документах.