Состав, структура и взаимодействие составных частей ракетно-космического комплекса при его эксплуатации, страница 3

Точность времени выдачи команд определяется главным образом стабильностью хронизатора (как правило, погрешность не превышает 1 мс за сутки); длительность отработки одной программы — от нескольких секунд до нескольких десятков, а то и сотен суток. Механические бортовые программно-временные устройстваимеют пружинный или электрический привод, обеспечивающий равномерное или дискретное перемещение носителя программной информации (распределительный вал, магнитная лента и др.). Механические бортовые программно-временные устройствас пружинным приводом используются редко; как правило, они одноразового действия, имеют невысокую точность, но не зависят от др. бортовых систем и не требуют затрат электроэнергии. Механические бортовые программно-временные устройствас электроприводом используются обычно для отработки сложных программ с выдачей большого числа команд в короткие промежутки времени при сравнительно невысокой точности выдерживания временных интервалов (например, циклы управления запуском и остановом ДУ); допускают многократное использование в течение полёта. Бортовые программно-временные устройствасмешанного типа используют, как правило, электронный хронизатор; а формирование команд производится механическими коммутаторами.

По типу отрабатываемых программ различают бортовые программно-временные устройства «жёсткие» и «гибкие». В «жёстких» устройствах программа выдачи команд устанавливается заранее (например, при подготовке к полёту) и не изменяется в процессе полёта; по внешним командам может выбираться одна из программ. В «гибких» устройствах в процессе полёта может задаваться или изменяться масштаб времени программ (т. н. подстройка), адреса команд, время начала отработки одной или нескольких программ (временная установка). Использование бортовых программно-временных устройствна КА для управления бортовыми системами в сочетании с управлением от бортовой автоматики, бортовых ЭВМ, с пультов космонавтов и покомандной радиолинии обеспечивает достаточную гибкость управления при минимизации загрузок экипажа и наземного автоматизированного комплекса управления.

Бортовая электронная вычислительная машина(БЭВМ) — предназначена для решения на борту движущегося аппарата (РН, КА, самолёта и т. д.) задач управления движением (в т. ч. ориентацией и стабилизацией), автономной и инерциальной навигации, программного управления и т. д. БЭВМ могут также решать задачи регулирования тех или иных параметров РН и КА, осуществлять контроль и проверку различных систем. Различают БЭВМ специализированные (СЭВМ) и универсальные. СЭВМ имеют жёсткую программу работы и позволяют эффективно решать задачи малого объёма при большом быстродействии. Они применяются, например, для регулирования сравнительно простых однотипных процессов, обработки информации с быстродействующих датчиков и т. д. Характер задач, решаемых универсальной ЭВМ, может быть различным и переменным и определяется программой, заложенной в запоминающее устройство БЭВМ. На первом этапе освоения космического пространства БЭВМ имели структуру, определяемую в значительной степени классом решаемых задач. Такой подход позволял минимизировать число элементов и устройств БЭВМ и тем самым снизить её массу и потребление энергии. По мере роста степени интеграции микросхем (числа элементов в микросхеме) расширялись возможности БЭВМ, и они становились всё более универсальными.

БЭВМ в общем случае содержит вычислительное устройство (ВЧУ) и устройства сопряжения (УС). К последним относятся преобразователи: код — аналог и аналог — код, преобразователи кода в релейные команды управления и т. д. В ряде случаев в качестве УС могут использоваться СЭВМ.