В земной практике поворот движущегося аппарата (автомобиль, морское судно, самолёт) вокруг центра масс всегда приводит к изменению его траектории, например при повороте корпуса судна, одновременно изменяется и направление его движения. Иной характер движения, когда поворот вокруг центра масс не приводит к изменению направления движения самого центра масс, в земной практике крайне редок и носит обычно характер аварии, например прямолинейное движение автомобиля по скользкой дороге юзом при потере сцепления повёрнутых колёс с грунтом. В космическом пространстве это обычный тип движения, т. к. там отсутствует плотная среда, с которой мог бы взаимодействовать корпус КА. С другой стороны при работе РД поворот РН или КА вокруг центра масс приводит к повороту направления силы тяги, а, следовательно, и изменению траектории движения центра масс. Т. о., при полёте РН и КА, в отличие от земной практики, нормальными надо считать оба типа движения. Управление движениемв обоих названных случаях имеет свои особенности.
Первый тип движения, характерный для КА при полёте его вне атмосферы с выключенным РД отличается тем, что управление движениемсводится только к управлению угловым положением (вращениями) КА. Этот процесс управления называется управлением ориентацией. Он необходим всегда, когда от углового положения КА относительно заданных ориентиров зависит функционирование установленных на нём систем или приборов, например для удержания рабочей поверхности СБ перпендикулярно направлению падения солнечных лучей (ориентация на Солнце); для установления соответствующих осей КА на изучаемые небесные светила (в частности, во время фотографирования Луны, планет, звёзд и т. п. посредством научных приборов, неподвижно установленных на корпусе КА); для поддержания оси направления на Землю антенны в течение всего сеанса радиосвязи между КА, находящимся на значит, расстоянии от Земли; для изменения углового положения метеорологических ИСЗ т. о., чтобы во время полёта аппаратура, регистрирующая состояние облачных покровов, была всё время направлена вниз по местной вертикали и т. д. Приведённые примеры характерны для ориентации, которая происходит в течение всего времени работы соответствующей аппаратуры. Однако иногда необходима сравнительно кратковременная ориентация, как, например, для придания КА необходимого углового положения перед запуском РД. В зависимости от того, с какой целью будет включаться РД (для коррекции траектории, посадки), направление силы тяги РД относительно траектории должно быть различным. Соответственно с этим производится различная ориентация КА. После того как РД включился, управление угловым положением КА уже не будет больше называться управлением ориентацией, т. к. при включённом РД изменение углового положения КА сказывается на траектории полёта (второй тип движения). Режим ориентации, в качестве предшествующего некоторому другому, не всегда связан с включением РД. Предварит, ориентация необходима, например, и перед выполнением управляемого спуска с торможением в атмосфере, поскольку КА в этом случае должен входить в атмосферу в строго определенном положении. Т. о., ориентация является процессом управления угловым положением КА, необходимым при выполнении большого числа разнообразных задач. Время непрерывной ориентации может быть самым различным — от минут (в кратковременных режимах) до часов, недель и даже месяцев и лет (например, непрерывная ориентация СБ на КА, летящих к Венере или Марсу; ориентация СБ на длительно существующих связных ИСЗ и т. п.).
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.