Состав, структура и взаимодействие составных частей ракетно-космического комплекса при его эксплуатации, страница 19

Управление движением при втором типе движения не сводится только к стабилизации. Поскольку выключение РД должно, как правило, производиться к моменту получения заданного значения скорости полёта, постольку необходимо управление выключением РД в зависимости от этой скорости. Нередко задача усложняется, и ставится требование о достижении РН или КА заданной скорости во вполне определенной точке пространства (например, при посадке на Луну скорость снижения должна стать равной нулю около её поверхности). В подобных случаях оказывается необходимым не только выключение РД к моменту достижения нужной скорости, но и регулирование тяги РД во всё предшествующее время. Например, если при посадке на Луну РД будет развивать немного повышенную против расчётной тягу, то снижающийся КА может затормозиться до полной остановки на недопустимо большой высоте над лунной поверхностью. Поэтому заблаговременно надо уменьшить должным образом тягу РД.

Аналогичная задача возникает и для ИСЗ. Например, некоторый связной ИСЗ необходимо вывести на экваториальную орбиту и установить «неподвижно» висящим над заданным пунктом экватора. Как известно, для этого надо, чтобы он двигался по круговой орбите и период его обращения вокруг Земли составлял ~ 24 ч. Через достаточно большое время даже самые маленькие ошибки выведения, которые вызвали малое отклонение периода обращения от необходимого, приведут к тому, что ИСЗ уйдёт из своего района над заданным пунктом земной поверхности. Так возникает задача коррекции периода обращения ИСЗ, которая тоже сводится к сообщению ему корректирующим РД дополнительной скорости нужного значения и направления. Любая коррекция траектории полёта может быть осуществлена лишь после того, как будет выявлен её характер, а это нередко требует значительного времени, чтобы ошибки выведения смогли чётко проявиться.

Необходимые для коррекции данные получаются обычно траекторными измерениями, производимыми наземными радиотехническими устройствами. Определив фактическую траекторию, можно затем рассчитать значение и направление потребного корректирующего импульса и эти данные передать по командной радиолинии на борт КА. Т. о. решается навигационная задача с использованием неавтономных средств — наземного измерит, комплекса и наземных вычислительных машин. Принципиально всегда имеется возможность решать такую задачу и автономными средствами, т. е. с использованием только тех приборов, которые имеются на борту КА. Для этого необходимо иметь бортовую ЭВМ, способную решать задачи определения траектории полёта, и соответствующие измерительные приборы. В качестве измерительных приборов, дающих необходимую для расчётов информацию, могут быть использованы оптические приборы, позволяющие производить измерения углов между ориентирами (обычно между звёздами и планетами), радиотехнические. устройства (например радиолокационные измерители высоты полёта над планетой) и т. д. Установка таких приборов на борту КА увеличивает его массу, вызывает заметное усложнение его аппаратуры и поэтому производится тогда, когда использование методов автономной навигации имеет какие-либо преимущества перед использованием методов неавтономной навигации. На КК, особенно предназначенных для полётов к Луне или планетам, использование автономных методов даёт возможность космонавту принимать все решения, связанные с управлением движением корабля, без связи с Землёй. Это важно для повышения надёжности выполнения задачи полёта. Автономная навигация может быть необходимой и для уточнения траектории КА вблизи планет назначения, расстояние которых от Земли не позволяет решать эту задачу с нужной точностью при помощи наземных средств.

Совокупность приборов, обеспечивающих выполнение всех задач управления движением, обычно выделяется в отдельную систему. Функции этой системы управления движением состоят в обеспечении режимов ориентации, стабилизации, управления движением центра масс и автономной навигации. В тех случаях, когда КА имеет более ограниченные задачи, управление движением может свестись, например, только к управлению ориентацией, и соответствующую систему называют системой ориентации.