В мировой практике технической подготовки РН используются 3 технологических метода, которые положены в основу конструктивного решения существующих СК:
Ø фиксированный,
Ø мобильный,
Ø смешанный.
Фиксированный метод — проверка ступеней РН, сборка, предстартовая проверка и пуск РН (всё осуществляется на стартовой позиции).
Мобильный метод — проверка ступеней РН, сборка и комплексная проверка РН и КА на технической позиции и предстартовая проверка и пуск РН на стартовой позиции.
Смешанный метод — проверка ступеней РН в горизонтальном положении на технической позиции, а сборка РН, её установка в вертикальное положение, проверка и пуск — на стартовой позиции, которая является основным функциональным элементом данного СК.
Среди указанных технологических методов можно выделить 2 группы: методы технической подготовки РН к запуску на стартовой позиции (фиксированный и смешанный) и метод технической подготовки РН к запуску на технической позиции (мобильный метод). Методы технической подготовки РН на стартовой позиции, унаследованные от техники подготовки обычных баллистических (боевых) ракет, широко использовались, в частности, американскими специалистами с момента вывода на орбиту их первого КА. Считалось целесообразным создавать СК РН путём приспособления однотипных СК МБР с установившимися особенностями их технической подготовки, а не путём принятия новых конструктивных решений, учитывающих специфику космической техники. Такой подход, выгодный с точки зрения быстрого ввода РН в эксплуатацию, имеет много недостатков. Главный из них - большое время нахождения РН на пусковой установке (ПУ) и, как следствие, небольшая пропускная способность СК; несовершенство процесса проверок подсистем РН и КА, что снижает надёжность их подготовки к пуску; потенциальная опасность срыва сроков выполнения космических программ в случае возникновения аварийной ситуации на СК; необходимость модификации СК при модификации РН; высокий уровень денежных затрат на строительство большого числа СК.
Проблема увеличения пропускной способности СК, которая обострилась с увеличением массы и мощности РН, и специфика дальнейшего развития космической техники заставили специалистов пересмотреть свои взгляды и разработать принципиально новый (мобильный) метод технической подготовки РН. Этот метод обеспечивает высокую пропускную способность СК, уменьшение до минимума объёма технологических операций при подготовке РН к пуску, решение проблемы компактного размещения СК с учётом вероятности аварийной ситуации на стартовой позиции. Преимущества мобильного метода по сравнению с эксплуатационными возможностями СК, использующих методы подготовки РН на стартовой позиции:
Ø обеспечение гибкости планирования пусков, т. е. задержка пуска РН не сказывается на последующих пусках, т. к. подготовленную РН можно отправить для хранения на техническую позицию;
Ø исключение необходимости принятия мер по защите РН на стартовой позиции от влияния неблагоприятных погодных условий, т. е. в случае неблагоприятного метеопрогноза РН может быть отправлена на техническую позицию;
Ø осуществление пусков однотипных РН различных конструкций.
С заводов-изготовителей РН (или их ступени) и КА доставляются на космодром (на техническую позицию) по железной дороге, шоссейным дорогам, самолётами, речным и морским транспортом — в случае расположения космодрома на побережье морей и океанов. На технической позиции в монтажно-испытателъном корпусе (МИК) РН и КА собирают и испытывают их отдельные узлы и агрегаты. Для РН, имеющих в своём составе ступени с РДТТ, строится также отдельные МИК для их сборки и пристыковки к другим ступеням. Горизонтальная сборка ступеней РН производится на монтажно-стыковочных тележках, передвигающихся, как правило, по железнодорожным путям МИК. После испытаний отдельных ступеней, РН собирается в горизонтальном или вертикальном положении на сборочном стапеле или пусковой платформе мостовыми кранами. После сборки РН проходит автономные и комплексные испытания; для этого в МИК имеется необходимая контрольно-проверочная аппаратура, наземное электросиловое и пневматическое оборудование. Испытание приборов системы управления РН проводится в лабораториях МИК. Доступ операторов к люкам и стыкам РН при сборке и испытаниях обеспечивается агрегатами, передвижными площадками обслуживания и т. д. Собранная и испытанная (в горизонтальном положении) РН с помощью кранов и траверс перекладывается на транспортно-установочный агрегатили транспортно-установочную тележку.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.