Состав, структура и взаимодействие составных частей ракетно-космического комплекса при его эксплуатации, страница 18

Второй тип движения возникает тогда, когда происходит целенаправленное изменение движения центра масс РН или КА. Основными режимами такого движения являются: полёт с работающим РД, движение в плотных слоях атмосферы планеты или то и другое одновременно. Эти режимы кратковременны, поскольку запас ракетного топлива на РН или КА позволяет работать РД в течение времени, измеряемого минутами, а движение в плотной атмосфере с космическими скоростями (процесс посадки) имеет такой же порядок длительности. Поэтому режимы полёта, относимые ко второму типу движения, занимают, как правило, ничтожно малую долю всего времени полёта. Тем не менее, они играют определяющую роль, т. к. именно к таким режимам относятся: подъём и разгон РН до космической скоростей, спуск КА, коррекции траектории полёта, манёвры при сближении КА и т. п. В случае применения ЭРД время их работы может изменяться тысячами часов. Поскольку в названных режимах происходит формирование траектории полёта, то управление движениемв них подчинено требованию получения необходимого движения центра масс РН или КА. Если полёт происходит с работающим РД, управление движениемцентра масс возможно двояким образом: изменением значения силы тяги РД и её направления путём изменения углового положения РН или КА. Оба эти способа используются одновременно.

При сложных манёврах в космосе, например при сближении двух КА, управление движениемтоже усложняется и сводится к чередованию режимов ориентации и включения РД, осуществляющих сближение, и режимов стабилизации при работе этих РД до их выключения.

Абсолютно точное выведение на орбиту КА невозможно. Несущественные к моменту окончания работы РД ошибки выведения могут со временем привести к недопустимому отклонению траектории полёта от заданной. Например, при полёте к планетам небольшое угловое расхождение между фактической траекторией и заданной по мере удаления от Земли может дать недопустимо большое линейное отклонение КА в сторону от заданной траектории, делающее невозможным достижение планеты назначения. Поэтому при дальних полётах, как правило, необходимо проводить коррекцию траектории полёта, исправляя её включением РД, сообщающего КА добавочную скорость нужного значения и направления

Изменение направления реактивной силы бывает необходимым при движении по криволинейным траекториям (например, постепенное изменение направления движения РН от вертикального при взлёте до приблизительно горизонтального к моменту достижения первой космической скорости) и достигается путём программного изменения углового положения РН или КА. Обычно управляющие силы создаются в КА включением неподвижных РД реактивной системы управления, а в РН — поворотом оси или управляющих ракетных двигателей, камер, сопел, включением неподвижных рулевых сопел, реже — при помощи газовых рулей и вдува в сопло. Поворотные (т. н. качающиеся) агрегаты устанавливаются в шарнирных подвесах. В том случае, когда подвес является карданным (т. е. содержит карданный шарнир), для поворота используются две рулевые машины, установленные в плоскостях тангажа и курса. Управление угловым положением необходимо ещё потому, что тяга РД никогда не может быть направлена абсолютно точно через центр массы РН, который к тому же смещается по мере расхода топлива, и поэтому всегда существует заранее неизвестный вредный момент, стремящийся отклонить РН от заданного направления. Для парирования этого момента, а также случайных атмосферных возмущений при подъёме РН тоже необходимо управление её угловым положением, которое при втором типе движения называется стабилизацией. В отличие от ориентации (не влияющей на движение центра масс) цель стабилизации — не просто влиять на него, а всегда обеспечивать нужный характер движения центра масс. Поэтому управление угловым положением КА при ориентации является самоцелью, в то время как такое же управление при стабилизации является лишь средством для получения нужной траектории движения центра масс. Следует отметить, что термины «ориентация» и «стабилизация» применительно к процессам управления угловым положением РН и КА нельзя признать удачными, но они сложились исторически и употребляются в таком именно смысле.