Электрореактивная двигательная установка на базе ПИД для коррекции орбиты космического аппарата, страница 7

Из заправочного устройства рабочее тело поступает в бак. Рабочее вещество хранится в газообразном виде. В баке находятся датчик температуры (ДТ) и датчик давления (ДД1), которые контролируют состояние рабочего тела и с которых поступают сигналы в систему управления (СУ). Система управления представляет собой блок датчики давления и температуры, которые следят за давлением в ресивере и баке, а также измеряют температуру рабочего тела в них. Чтобы рабочее тело на теневых участках не превратилось в жидкость на баке установлен нагреватель, обеспечивающий температуры в диапазоне  К. Рабочее тело из бака попадает в систему подачи через пироклапан, который «взрывает» и через него пропускают рабочее тело в систему подачи. Далее рабочее тело через электроклапан (ЭК1) поступает в термостатированный ресивер, который служит для сглаживания пульсации и стабилизирует поток газа. Давление в ресивере контролируется датчиком давления (ДД2) и (ДТ). Затем с помощью электроклапанов (ЭК2) и жиклёров (Ж1,Ж2,Ж3) осуществляется дозировка рабочего тела на анод ПИД и на катод-компенсатор.

Подпись:  
Рисунок 1.4¾Система хранения и подачи рабочего тела.

1.4.2  Описание конструкции движительного блока

На разработанном чертеже ХАИ.441.06.БР.12.03.01 представлена конструкция движительного блока.

Движительный блок представляет собой совокупность жёстко соединённых между собой элементов конструкции:

1. Бака;

2. Рамы с движителем и элементами систем дросселирования, регулирования и распределения рабочего тела;

3.Силовые элементы.

Бак представляет собой конструкцию, состоящую из двух полусфер, приваренных аргонодуговой сваркой к силовому кольцу. Силовое кольцо имеет два вида ушек. Первый вид ушек предназначен для крепления движительного блока к космическому аппарату. Второй вид ушек служит для соединения рамы с баком, с движителем и системами дросселирования, регулирования и распределения рабочего тела. Заправка бака рабочим телом производится через заправочный штуцер. Штуцер, предназначенный для подачи рабочего тела в движитель, расположен на второй полусфере. Бак является несущим элементом конструкции. Данное утверждение сделано на основании анализа компоновки бака. Которая осуществлялась таким образом, чтобы с одной стороны он монтировался к спутнику, а с другой стороны- к нему крепилась рама с движителем при помощи труб, системами дросселирования, распределения и регулирования рабочего тела.

Трубы выполнены из нержавеющей стали Х18Н10Т. Рама движителя и систем дросселирования, регулирования и распределения рабочего тела выполнена из сплава ВТ-5 и имеют форму круга. Выбор материала и конструкции рам обусловлен необходимостью уменьшения массы конструкции движительного блока.

Рама, на которой закреплены движитель и системы дросселирования, регулирования и распределения рабочего тела, с целью уменьшения общей массы конструкции изготовлена из сплава ВТ–1. У рамы движителя есть отверстие для крепления движительного блока к космическому аппарату, отверстия для его крепления и прохода трубопроводов на катод-компенсатор, а также имеются отверстия, предназначенные для установки элементов систем дросселирования, регулирования и распределения рабочего тела.

Движитель крепится к раме с помощью болтов и корончатых гаек.

По периметру рамы, на которой располагаются системы дросселирования, регулирования и распределения рабочего тела, монтируется торообразный ресивер. Сама рама крепится к трубам при помощи болтового соединения.

Материалом  для бака является сплав ВТ-5, этот сплав характеризуется хорошими весовыми и прочностными характеристиками.

1.4.3 Описание чертежа общего вида ЭУ

Батареи фотоэлектрические (БФ) в настоящие время являются наиболее массовыми первичными источниками в энергетических установках космических аппаратов околоземного применения и исследования ближних планет солнечной системы. Опыт в конструировании БФ космического аппарата, позволяет классифицировать разнообразие конструкций по таким техническим решениям выполнения (БФ):