Подготовка социальных работников: опыт стран Британского содружества

Страницы работы

Содержание работы

Т.Л. Кремнева

Подготовка социальных работников: опыт стран Британского содружества

Производственная практика  является важной частью социальной работы, и ее эффективность зависит от организации работы и условий межличностного взаимодействия между практикантом и руководителем практики.

Социальный работник, имеющий статус высококвалифицированного профессионала, обязан владеть техникой и технологией исследовательской деятельности, базирующейся на новейших информационных технологиях. Поэтому организация практики является многоступенчатым, алгоритмизированным процессом системного характера, включающим неотъемлемую часть обучения – прохождение практического обучения студентов в социальных службах.

Важным моментом является консенсус в организации такой практики преподавателей и социальных агентств, служб по организации практики, координация их деятельности.

В связи с этим в странах Британского Содружества существует практика назначения одного из преподавателей вуза для связи между агентством и школой социальной работы. Координация осуществляется на основе представленных программ практики, которые предполагают 16-20 часов практики еженедельно.

Интересным в опыте практической организации является условие прохождения обучения в различных агентствах в течение двухлетнего периода. При этом в течение нескольких месяцев студент для получения степени магистра, работая в агентстве, не отрывается от занятий, секций, семинаров в школе социальной работы.

Практическая деятельность является важной, так как позволяет серьезно подойти к выбору студентом будущей профессии.

Отмечается, что практика является составляющим компонентом подготовки бакалавра социальной работы, магистра социальной работы и в то же время переводит в деятельное русло теорию.

В университете Кантербурна, который находится в Кристчоче – самом большом городе Новой Зеландии, отделение социальной работы успешно обеспечивает студентов квалификацией. Со дня основания в 1970 году в университете разработано несколько программ, объединяющих академическое обучение с овладением практическими навыками.

Под контролем руководителя, преподавателя студент испытывает уровень своей профессиональной готовности, интегрируя теоретические знания и практические навыки в области социальной подготовки. В то же время следует отметить, что штат отделения социальной работы определил рамки своей деятельности, а именно: руководство социальными работниками, работа в фондах и советах попечителей, выступления на конференциях, разработка практических моделей и проведение исследования.

Программа социальной работы в университете Кантербурна основана на междисциплинарных занятиях. Студенты изучают множество предметов и в качестве основных – психологию, социологию и закон.

Социальная работа в странах Британского Содружества разнообразна и включает множество традиционных форм:

- Социальная работа с семьей.

- Социальная работа с детьми.

- Социальная работа в области психического здоровья.

- Медицинская социальная работа.

- Школьная социальная работа.

- Индустриальная социальная работа.

- Геронтологическая социальная работа.

- Социальная работа в службах оказания помощи.

- Социальная работа в судебной практике (развод, ответственность родственников).

Употребление словосочетания «полевая практическая подготовка» встречается в различных отчетах и характерна для стандарта, отражающего программу практического образования в странах Британского Содружества. Полевые практики обеспечивают совершенствование профессионализма будущего специалиста в таких сферах, как исследование социальной работы, консультирование и обучение в аудитории.

Существуют практические подходы, базирующиеся на аналитических концепциях социального преобразования, личностной активности и многом другом. Сюда относят: совместную практическую деятельность (студент – руководство факультета – сотрудник социальной сферы), самостоятельность (интегрированность теоретических познаний и практического опыта студента), консультирование (преподаватель – студент  – руководитель практики), развитие навыков ведения переговоров по выбору базы практики, развитие общих подходов по согласованию учебного плана практики (руководитель практики – сотрудник факультета), инициативность и содействие, конструктивная критика (студент – руководитель – инструктор практики). Отмечается свобода выбора студентом программы подготовки при учете личностных, региональных, отраслевых, практических, профессиональных, образовательных потребностей в конкретном месте и времени.

Свобода выбора студентом программы подготовки неслучайна. Так, в Новой Зеландии профессиональные работники работают как в государственных, так и в частных секторах сферы социального обслуживания. Поэтому практическая деятельность студентов может протекать в сфере оказания прямых услуг в отношении детей, семей, пожилых людей, а также категорий граждан, имеющих проблемы умственного здоровья, проблемы недееспособности. Следует сказать, что практика подобного обучения включает комплекс знаний в области социального планирования, администрирования, исследования. В результате обучения (при уровне законченного высшего образования) студент может иметь:

Похожие материалы

Информация о работе