Процесс социализации детей младшего школьного возраста средствами игры

Страницы работы

Фрагмент текста работы

другой стороны - к сужению этого понятия (“нравственный человек - это тот, кто дарит подарки, делится с другими, слушается взрослых”).

Очевидно, что никто из детей не сомневается в необходимости следовать нормам и правилам поведения, их понимания “слушаться взрослых, не шалить, не жадничать, хорошо учиться” и т.д. объясняются именно повседневными наставлениями от взрослых. Вместе с тем, представления о нравственности у младших школьников крайне ограничены, потому что взрослые, прежде всего родители, изо дня в день твердят им только о необходимости быть послушными, беспрекословно подчиняться требованиям старших. Учителя и родители в оценке поведения детей ориентируются на внешние проявления неорганизованности, недисциплинированности. Игнорируются причины этих проявлений - то, что школьник не знает правила, не умеет их применять в конкретной ситуации, а главное - не имеет потребности в нравственном поведении, не понимает, для чего это нужно.

Приведем примеры: Саша Б. в беседе с взрослыми старается показать себя очень воспитанным ребенком, говорит “спасибо”, “разрешите, пожалуйста”, “мне очень жалко”, однако при виде хромой девочки смеется. Показывает пальцем, может дразнить, привлекая за собой своих друзей. Другой пример: Марина А., являясь примером в классе как добросовестная, способная помочь в трудную минуту другим, вежливая по отношению к учителям, во взаимоотношениях с родителями бывает часто груба и агрессивна. Таких примеров достаточно много.

За основу методики определения уровня социализированности нами была взята методика анализа уровня социальной зрелости детей младшего школьного возраста по С.А. Банкову [12], содержащая вопросы, охватывающие самые разнообразные сферы жизнедеятельности ребенка (См. приложение 1). Показателями социальной зрелости, по мнению социального психолога С.А. Банкова, являются:

Ø  знания о самом себе (фамилия, имя отчество, количество лет, представление о половой идентичности, домашний адрес);

Ø  знания о родителях (фамилия, имя, отчество, место работы, их специальность);

Ø  представление о времени (времена года, времена суток, отношения старше - младше, счет времени и т.п.);

Ø  знания цветов;

Ø  общие представления об окружающей природе (животные, птицы и т.п.);

Ø  знания о социальном мире (нормы и правила поведения, профессии и т.д.).

Предполагалась дифференцированная оценка ответов. Считались ответы на все подвопросы вопроса. Таким образом выявлялся высокий уровень социальной зрелости (24-29 б.), средний (20-24 б.), низкий (15-20 б.). Результаты теста отображены в таблице 1:

Таблица 1.

Тестовая беседа С.А. Банкова (в %)

Показатели социальной

зрелости

Высокий

уровень

Средний

уровень

Низкий  уровень

1 блок.

Знания о самом себе

18

49

33

2 блок.

Знания о родителях и о семье

21

46

33

3 блок.

Представление о времени

25

28

47

4 блок. Представление о пространстве

12

59

29

5 блок. Знание цветов

62

13

25

6 блок. Знания об окружающей природе

31

40

29

7 блок. Знания о социальном мире

27

43

30

ВСЕГО:

28,2 %

39,7 %

32,1 %

Результаты проведенной нами тестовой беседы, отраженные в таблице 1, свидетельствуют о незначительных знаниях и представлениях детей не только о социальном мире и окружающей природе, но даже о себе и о родителях. Так, лишь 18% детей смогли назвать свое полное имя, свой возраст не только в годах, но и с учетом месяцев; 21% ребят подробно рассказали о своих близких (родителях, бабушках, дедушках); высокие знания в области окружающей природы показали 31% детей, лишь 27% опрошенных детей продемонстрировали достаточно высокий уровень в представлениях о нормах и правилах поведения.

Такие результаты свидетельствуют о необходимости работы с детьми в передаче элементарных жизненно необходимых знаний.

С помощью теста “Лесенка” (см. приложение 2) мы получили информацию об умениях детей оценивать себя и контролировать свои действия, поскольку формирование образа Я, как мы уже говорили выше (1.1., 1.3.), является одним из основных в процессе социализации.

Каждому ребенку представлялась возможность поставить себя на одну из ступеней “Лесенки”, но при этом четко учесть, что на самой нижней ее ступеньке стоят самые плохие (злые, завистливые и т.п.) мальчики и девочки, которые живут в нашем городе. На второй ступеньке - чуть-чуть получше, на третьей - еще лучше и т.д., и лишь на верхней находятся самые хорошие - добрые, умные, честные. Для нас было важно, чтобы ребенок понял, на какой ступеньке стоят

Похожие материалы

Информация о работе