Департамент по делам детей, женщин и семьи
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ (МГУКИ)
УТВЕРЖДАЮ:
Ректор МГУКИ
доктор пед. наук, профессор
_____________Т.Г. Киселева
«_______»_________2003 г.
ИТОГОВЫЙ О Т Ч Е Т
о выполнении научно–исследовательской работы
«Исследование структуры и содержания активного образа жизни ребенка-инвалида в условиях семьи»
государственный контракт № 1110-16/02 от 19 декабря 2002 г.
Ответственный исполнитель: _________________Ю.С. Моздокова, канд. пед.наук, доцент
Руководитель НИР:________________________Т.Г. Киселева, доктор пед. наук, проф.
Москва 2003
НАУЧНО-ТВОРЧЕСКИЙ КОЛЛЕКТИВ
Киселева Т.Г. – ректор МГУКИ, доктор педагогических наук, профессор, руководитель НИОКР
Моздокова Ю.С. – кандидат педагогических наук, доцент, зам. руководителя (МГУКИ)
Красильников Ю.Д. – доктор философских наук, профессор, (МГУКИ)
Ярошенко Н.Н.– доктор педагогических наук, профессор (МГУКИ)
Казакова А.Г. – доктор педагогических наук, профессор (МГУКИ)
Аронов А.А. - доктор педагогических наук, доктор культурологии, профессор (МГУКИ)
Мацукевич О.Ю. - кандидат педагогических наук, доцент (МГУКИ)
Акимова Л.А. - кандидат педагогических наук, профессор (МГУКИ)
Цыватая В.Н.- кандидат педагогических наук, доцент (Норильский филиал МГУКИ)
Колюжов Ю.И. – кандидат педагогических наук, профессор (Алтайский филиал МГУКИ)
Соловьев А.В. - кандидат педагогических наук, доцент (Рязанский заочный институт культуры и искусств)
Сергеев Ю.А.– кандидат философских наук, (Тамбовский филиал МГУКИ)
Ягудина З.А. – кандидат педагогических наук, доцент (филиал МГУКИ г. Набережные Челны, Татарстан)
Гуслова М.Н. - кандидат педагогических наук, член НИК (Москва).
Ариарский М.А. – доктор педагогических наук, профессор
(Санкт-Петербугский государственный университет культуры и искусств)
Аспиранты, студенты дневного и заочного отделений кафедры социально-культурной деятельности МГУКИ, работники социальных служб, центров, культурно - досуговых учреждений.
Содержание
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..5
КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОДХОДЫ К АНАЛИЗУ СОДЕРЖАНИЯ АКТИВНОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ РЕБЕНКА-ИНВАЛИДА В УСЛОВИЯХ СЕМЕЙНОЙ СРЕДЫ.………………………………………………………….13
РОЛЬ И МЕСТО СЕМЬИ В СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ……………………………………………………………………….25
ОБОБЩЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ СОСТОЯНИЯ И ПУТЕЙ АКТИВИЗАЦИИ ОБРАЗА ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ В СЕМЕЙНОЙ СРЕДЕ…………….31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗВИТИЮ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ В УСЛОВИЯХИХ СЕМЕЙНОГО ОКРУЖЕНИЯ……………………………………………………………………52
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….54
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………….....61
Резюме проекта
В центре внимания авторов проекта находится проблема формирования активного образа жизни ребенка-инвалида в условиях педагогически организованной семейной среды.
Цель проекта - исследование динамики активного образа жизни и творчества ребенка-инвалида в результате интенсивной поддержки со стороны его семейной среды.
В задачи проекта входит изучение состояния семейного окружения детей с ограниченными возможностями здоровья по социальным и психолого-коррекционным параметрам; выявление уровня готовности ребенка-инвалида и его семьи к использованию социокультурной терапии в процессе внедрения реабилитационных проектов и программ.
Предлагаемые пути и средства решения проблемы состоят в изучении социокультурного реабилитационного потенциала семьи ребенка-инвалида, анализе условий, необходимых для выработки эффективных методик семейного сопровождения, развития творческих способностей детей с ограниченными возможностями здоровья.
Исполнитель: научно-творческий коллектив Московского государственного университета культуры и искусств, имеющий опыт разработки ряда авторских проектов по проблемам социально-культурной реабилитации детей-инвалидов.
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность проблемы исследования.
Период, переживаемый Россией в связи с переходом к цивилизованной рыночной экономике и построением демократического общества, сопровождается кризисными явлениями в экономике, политике, социальной сфере, культуре, образовании. Положение усугубляется падением жизненного уровня основной массы населения: сокращаются инвестиции в детство со стороны государства (повышение платы за услуги дошкольных учреждений и детских летних лагерей, частичная коммерциализация сферы здравоохранения и образования, резкий скачок цен на детское питание и другие товары), растёт безработица (в том числе среди женского населения и людей с высоким уровнем образования), происходят миграция населения как в Россию, так и из России и депопуляционный процесс, когда уменьшается численность населения при падении рождаемости, росте уровня смертности и постарения населения.
Положение с состоянием здоровья детей и подростков продолжает ухудшаться. В Российской Федерации на начало 2001 года в органах социальной защиты населения состояли на учете 598 тыс. детей-инвалидов в возрасте до 18 лет, получающих социальную пенсию. В 30 регионах России показатель детской инвалидности превышает среднестатистический
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.