Исследование структуры и содержания активного образа жизни ребенка-инвалида в условиях семьи

Страницы работы

Фрагмент текста работы

МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РФ

Департамент по делам детей, женщин и семьи

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ (МГУКИ)

УТВЕРЖДАЮ:

Ректор МГУКИ

доктор пед. наук, профессор

_____________Т.Г. Киселева

«_______»_________2003 г.

ИТОГОВЫЙ   О Т Ч Е Т

о выполнении научно–исследовательской работы

«Исследование структуры и содержания активного образа жизни ребенка-инвалида в условиях семьи»

государственный контракт № 1110-16/02 от 19 декабря 2002 г.

Ответственный исполнитель: _________________Ю.С. Моздокова, канд. пед.наук, доцент

Руководитель НИР:________________________Т.Г. Киселева, доктор пед. наук, проф.

Москва 2003


НАУЧНО-ТВОРЧЕСКИЙ КОЛЛЕКТИВ

Киселева Т.Г. –            ректор МГУКИ, доктор педагогических наук, профессор, руководитель НИОКР

Моздокова Ю.С. –         кандидат педагогических наук, доцент, зам. руководителя (МГУКИ)

Красильников Ю.Д. –   доктор философских наук, профессор, (МГУКИ)

Ярошенко Н.Н.–            доктор педагогических наук, профессор  (МГУКИ)

Казакова А.Г. –              доктор педагогических наук, профессор (МГУКИ)

Аронов А.А. -                доктор педагогических наук, доктор культурологии,  профессор (МГУКИ)

Мацукевич О.Ю. -         кандидат педагогических наук, доцент (МГУКИ)

Акимова Л.А. -              кандидат педагогических наук, профессор (МГУКИ)

Цыватая В.Н.-                кандидат педагогических наук, доцент (Норильский филиал МГУКИ)

Колюжов Ю.И. –           кандидат педагогических наук, профессор (Алтайский филиал МГУКИ)

Соловьев А.В. -             кандидат педагогических наук, доцент (Рязанский заочный институт культуры и искусств)

Сергеев Ю.А.–               кандидат философских наук, (Тамбовский филиал МГУКИ)

Ягудина З.А. –               кандидат педагогических наук, доцент (филиал МГУКИ г. Набережные Челны, Татарстан)

Гуслова М.Н. -               кандидат педагогических наук, член НИК (Москва).

Ариарский М.А.  –        доктор педагогических наук, профессор

(Санкт-Петербугский государственный                       университет культуры и искусств)

Аспиранты, студенты дневного и заочного отделений кафедры социально-культурной деятельности МГУКИ, работники социальных служб, центров, культурно - досуговых учреждений.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..5

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОДХОДЫ К АНАЛИЗУ СОДЕРЖАНИЯ АКТИВНОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ РЕБЕНКА-ИНВАЛИДА В УСЛОВИЯХ СЕМЕЙНОЙ СРЕДЫ.………………………………………………………….13

РОЛЬ И МЕСТО СЕМЬИ В СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ……………………………………………………………………….25

ОБОБЩЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ СОСТОЯНИЯ И ПУТЕЙ АКТИВИЗАЦИИ ОБРАЗА ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ В СЕМЕЙНОЙ СРЕДЕ…………….31

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗВИТИЮ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ В УСЛОВИЯХИХ СЕМЕЙНОГО ОКРУЖЕНИЯ……………………………………………………………………52

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….54

ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………….....61

Резюме проекта

В центре внимания  авторов проекта находится проблема формирования активного образа жизни ребенка-инвалида в условиях педагогически организованной семейной среды.

Цель проекта - исследование динамики активного образа жизни и творчества ребенка-инвалида в результате интенсивной поддержки со стороны его семейной среды.

В задачи проекта входит изучение состояния семейного окружения детей с ограниченными возможностями здоровья по социальным и психолого-коррекционным параметрам; выявление уровня готовности ребенка-инвалида и его семьи к использованию социокультурной терапии в процессе внедрения реабилитационных проектов и программ.

Предлагаемые пути и средства решения проблемы состоят в изучении социокультурного реабилитационного потенциала семьи ребенка-инвалида, анализе условий, необходимых для выработки эффективных методик семейного сопровождения, развития творческих способностей детей с ограниченными возможностями здоровья.

Исполнитель: научно-творческий коллектив Московского государственного университета культуры и искусств, имеющий опыт разработки ряда авторских проектов по проблемам социально-культурной реабилитации детей-инвалидов.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность проблемы исследования.

Период, переживаемый Россией в связи с переходом к цивилизованной рыночной экономике и построением демократического общества, сопровождается кризисными явлениями в экономике, политике, социальной сфере, культуре, образовании. Положение усугубляется падением жизненного уровня основной массы населения: сокращаются инвестиции в детство со стороны государства (повышение платы за услуги дошкольных учреждений и детских летних лагерей, частичная коммерциализация сферы здравоохранения и образования, резкий скачок цен на детское питание и другие товары), растёт безработица (в том числе среди женского населения и людей с высоким уровнем образования), происходят миграция населения как в Россию, так и из России и депопуляционный процесс, когда уменьшается численность населения при падении рождаемости, росте уровня смертности и постарения населения.

Положение  с состоянием здоровья детей и подростков продолжает ухудшаться. В Российской Федерации на начало 2001 года в органах социальной защиты населения состояли на учете 598 тыс. детей-инвалидов в возрасте до 18 лет, получающих социальную пенсию. В 30 регионах России показатель детской инвалидности  превышает среднестатистический

Похожие материалы

Информация о работе