Подготовка социальных работников: опыт стран Британского содружества, страница 4

Иногда при планировании практики студента возникают сложности в выполнении практических заданий. Обычно это происходит  на четвертом году обучения, когда два самостоятельных курса требуют выполнения заданий. Сюда могут относиться организация социального обеспечения, программы социальной работы, исследования. В некоторых случаях отмечается сокращение срока обучения (не более 25% от срока практики).

Следует отметить, что существуют и разработанные основные положения современной западной профессиограммы социальной работы, а именно:

- Основные принципы практики социальной работы (сочетание знаний, этических предписаний, житейской мудрости и здравого смысла).

- Принципы, относящиеся к личности социального работника (делать то, что ему разрешено законом, реализуя навыки и умения, фиксируя содержание, цели и задачи социальной практики).

- Осознанное использование своих возможностей в практике социальной работы (самообразование и самосознание).

- Принцип профессиональной объективности (сохранение баланса контролируемого эмоционального включения в практическую ситуацию).

- Принцип уважения человеческой непохожести (многообразия).

- Принцип личностного и профессионального роста.

В прописанных принципах четко охарактеризована специфика овладения профессией «Социальный работник», и мы считаем необходимым указать основные пункты этих правил. Социальный работник должен:

- Осознанно применять конкретные знания и навыки в конкретной ситуации.

- Заниматься целостной личностью клента.

- Индивидуально подходить к клиенту.

- Информировать клиента о современном видении проблем.

- Основываться на знании возможностей клиента.

- Привлекать клиента к максимальному решению его проблем.

- Способствовать максимальному самоопределению клиента.

- Помочь клиенту приобрести навыки самоуправления возникающими проблемными ситуациями.

- Работать с клиентом конфиденциально.

- Оставаться верным философии нормализации.

- Оценивать прогресс клиента в процессе работы с ним(8).

В свою очередь, преподаватель несет непосредственную ответственность за обучение и профессиональную подготовку студентов в процессе производственной практики. Он несет также ответственность за выполнение программы практической деятельности студента, обеспечивает наблюдение за его социальной работой и дает рекомендации университету. Наблюдения за практикой студента могут осуществлять два руководителя практики - местный руководитель и внешний наблюдатель (супервизор), или помощник руководителя практики. При курировании двух или боле студентов участие помощника важно, так как он объединяет  в программе практики теорию и методику социальной работы. Супервизор может обеспечивать руководство производственной практикой по контракту как сотрудник образовательного учреждения и как социальный работник, занятый в программе на условиях совместительства.

Существуют определенные положения (минимальные стандарты) о качестве производственного обучения, которые включают:

- Понимание политических, юридических и организационных аспектов социальной работы.

- Практику социальной работы с личностью и семьей.

- Практику социальной работы с группами клиентов.

- Понимание социальных  ценностей с точки зрения социологии и управления.

- Организационные навыки.

- Самообразование и развитие.

- Сотрудничество между школами и агентствами.

- Понятие о совместимости или несовместимости партнеров.

- Однородность или разнообразие предпочтений практиков.

- Изменчивость, стабильность и необходимость постоянного пересмотра образовательной программы.

- Цель и параметры исследования.