Иногда при планировании практики студента возникают сложности в выполнении практических заданий. Обычно это происходит на четвертом году обучения, когда два самостоятельных курса требуют выполнения заданий. Сюда могут относиться организация социального обеспечения, программы социальной работы, исследования. В некоторых случаях отмечается сокращение срока обучения (не более 25% от срока практики).
Следует отметить, что существуют и разработанные основные положения современной западной профессиограммы социальной работы, а именно:
- Основные принципы практики социальной работы (сочетание знаний, этических предписаний, житейской мудрости и здравого смысла).
- Принципы, относящиеся к личности социального работника (делать то, что ему разрешено законом, реализуя навыки и умения, фиксируя содержание, цели и задачи социальной практики).
- Осознанное использование своих возможностей в практике социальной работы (самообразование и самосознание).
- Принцип профессиональной объективности (сохранение баланса контролируемого эмоционального включения в практическую ситуацию).
- Принцип уважения человеческой непохожести (многообразия).
- Принцип личностного и профессионального роста.
В прописанных принципах четко охарактеризована специфика овладения профессией «Социальный работник», и мы считаем необходимым указать основные пункты этих правил. Социальный работник должен:
- Осознанно применять конкретные знания и навыки в конкретной ситуации.
- Заниматься целостной личностью клента.
- Индивидуально подходить к клиенту.
- Информировать клиента о современном видении проблем.
- Основываться на знании возможностей клиента.
- Привлекать клиента к максимальному решению его проблем.
- Способствовать максимальному самоопределению клиента.
- Помочь клиенту приобрести навыки самоуправления возникающими проблемными ситуациями.
- Работать с клиентом конфиденциально.
- Оставаться верным философии нормализации.
- Оценивать прогресс клиента в процессе работы с ним(8).
В свою очередь, преподаватель несет непосредственную ответственность за обучение и профессиональную подготовку студентов в процессе производственной практики. Он несет также ответственность за выполнение программы практической деятельности студента, обеспечивает наблюдение за его социальной работой и дает рекомендации университету. Наблюдения за практикой студента могут осуществлять два руководителя практики - местный руководитель и внешний наблюдатель (супервизор), или помощник руководителя практики. При курировании двух или боле студентов участие помощника важно, так как он объединяет в программе практики теорию и методику социальной работы. Супервизор может обеспечивать руководство производственной практикой по контракту как сотрудник образовательного учреждения и как социальный работник, занятый в программе на условиях совместительства.
Существуют определенные положения (минимальные стандарты) о качестве производственного обучения, которые включают:
- Понимание политических, юридических и организационных аспектов социальной работы.
- Практику социальной работы с личностью и семьей.
- Практику социальной работы с группами клиентов.
- Понимание социальных ценностей с точки зрения социологии и управления.
- Организационные навыки.
- Самообразование и развитие.
- Сотрудничество между школами и агентствами.
- Понятие о совместимости или несовместимости партнеров.
- Однородность или разнообразие предпочтений практиков.
- Изменчивость, стабильность и необходимость постоянного пересмотра образовательной программы.
- Цель и параметры исследования.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.