При проведении анализа рынка розничной торговли, при сегментации городского рынка потребительских товаров, использовались такие критерии как демографические, социально-экономические, психографические и др. Сегментация осуществлялась на последовательном применении нескольких критериев. Например, по социально-экономическому критерию было выделено три сегмента: с низким доходом (до 100 долл.), со средним доходом (от 100 до 600 долл.), с высоким доходом (от 600 долл.).
На основании проведенного анализа был составлен профиль клиентов ООО «Триал Супер Снэк». В профиле учитываются возрастные группы, с которыми работает предприятие, их возможная платежеспособность, социальное положение и образ жизни (табл. 2.8).
Таблица 2.8 - Профиль потребителей
Возрастные группы |
Градация по платежеспособности |
Социальное положение, образ |
До 18 лет (87 чел.) |
Неплатежеспособны (не имеют собственных источников поступления денежных средств) |
Зависимы от родителей, не осознают в полной весь ассортимент предлагаемых предприятием товаров |
От 18 до 30 лет (105 чел.) |
Относительно платежеспособны (большая часть платежеспособна в среднем с 25 лет) |
Информированы в основном о товаре, не придают особого значения «ценовому коридору», предпочитают «модный» товар, в т.ч. рекламируемый в центральных СМИ |
От 30 до 55 лет (60 чел.) |
Большая разбросанность по платежеспособности, связанная с экономическими особенностями исследуемого региона (наличие безработицы, степень трудоустройства, средняя заработная плата по региону и т.д.) |
Осознают весь ассортимент предлагаемых товаров, отдают предпочтение качественным товарам, однако цена имеет важное значение |
От 55 лет и старше (148 чел.) |
Ограниченность в платежеспособности, связанная с размером пенсий и возможностью продолжать трудовую деятельность |
Осознают ограниченный ассортимент предлагаемых товаров, отдают предпочтение дешевым товарам, стоимость товара находится на первом месте |
После составления профиля потребителей встал вопрос о выявлении целевого покупательского сегмента, на который может ориентироваться предприятие в первую очередь при разработке товарной и ценовой стратегий. С этой целью были проведены вторичные кабинетные исследования областного управления статистики по определению уровню жизни населения.
Анализируя статистические данные, было определено, что покупатели со средним доходом на сегодня являются наиболее привлекательным сегментом, так как экономический рост и относительно низкий уровень инфляции способствовали росту денежных доходов населения в течение 2004-2005 гг., что увеличило численность населения со средним уровнем дохода. Например, денежные доходы в Комсомольске-на-Амуре за этот период выросли в среднем на 21 % (с учетом индекса потребительских цен и за вычетом обязательных платежей).
Покупательская способность населения, характеризующаяся соотношением среднедушевых денежных доходов и прожиточного минимума, составила в 2005 г. 198,6 % против 155,8 % в 2003 г.
То, что можно ставку в торговле делать на средний класс, подтверждает и журнал «Эксперт» своим исследованием под названием «Стиль жизни среднего класса», который проводился в апреле 2005 г. в 16 городах России. В результате опроса было выявлено, что в настоящее время у 70 % среднего класса улучшилось материальное положение и только у 30 % — ухудшилось
Для выявления предпочтений выявленного потребительского сегмента был проведен опрос. Опрос проводился в магазинах, на уличных рынках, на улицах г. Комсомольска-на-Амуре. Выборка составила 400 человек. Принцип выборки - случайный. Форма опроса - анкетирование.
Как выяснилось в результате проведенного исследования, основной контингент покупателей составляют покупатели со средним и низким уровнем доходов, т.к. цены в розничных отделах предприятия ниже общегородских в среднем на 10-15 %. Преимуществом покупки пользуется в первую очередь пиво, которое реализуется как в кегах («живое» пиво), так и в бутылках. Среди группы сопутствующих товаров лидером являются кальмары и сухарики – в первую очередь фирмы «Клинское».
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.