В сечение II-II изгибающий момент достигает максимального значения, а концентратором является переходная посадка.
III. Определение напряжения в опасных сечениях.
В сечении I-I:
Значения WI и WрI для сечения I-I из-за отсутствия более точных данных рассчитаны для круглого сечения, диаметр которого равен диаметру делительной окружности шестерни.
IV. Расчет механических характеристик материала вала-шестерни.
Для стали 25ХГМ, нитроцементированной до твердости 32-45 HRC, по данным табл.2.2[6]:
σв=1200 МПа
σт=1100 МПа
Усталостные характеристики:
Пределы выносливости при R=-1
при R=0
V. Определение коэффициентов перехода от предела выносливости образца к пределу выносливости детали.
Коэффициенты влияния абсолютных размеров:
в сечении I-I при d=40 мм εσ=ετ=0,78
в сечении II-II при d=35,5 мм εσ=ετ=0,8 (рис.4.10 [5])
Коэффициенты шероховатости:
в
сечении I-I при Ra=0,8 принимаем
в
сечении II-II при Ra=1,6 принимаем (табл.4.3
[5])
В
сечении I-I концентрация напряжений вызывается посадка и
подшипник на вал: и
(табл.4.2
[5])
Эффективным
коэффициентом концентрации напряжений в сечении II-II
является переходная посадка для шарикоподшипника на вал - шестерню и
с учетом
интерполяции данных табл.4.2 [5].
Коэффициенты упрочнения в расчетных сечениях kу=2,0
Коэффициенты перехода:
для сечения I-I
для сечения II-II
Определение коэффициентов долговечности kсσ и kсτ.
Эквивалентное число циклов при a=1 и m=9
Коэффициент долговечности
Следовательно, kсσ=kсτ=1
VI. Определение коэффициента запаса прочности:
Условие выполняется, из чего следует правильность конструкции вала-шестерни.
Условие выполняется, из чего следует правильность конструкции вала-шестерни.
Расчёт подшипников обычно производится по критериям: динамической грузоподъёмности С и статической грузоподъёмности С0.
Проверочный расчёт на долговечность сводится к проверке неравенства L≥LЕ, где L ‑ долговечность подшипника, млн. об.:
где
для шарикоподшипников; Ккач –коэффициент
качения, выбирается в зависимости от класса точности подшипника. Принимаем
класс точности подшипников 0, следовательно, коэффициент качения: Ккач=1.
LE – эквивалентная долговечность, которую подшипник должен выдерживать за полный срок службы, млн. об.:
,
Для передач с постоянным передаточным отношением (как в рассматриваемом случае) при нереверсивной нагрузке, а также при реверсивной нагрузке у передач с прямозубыми колесами приведенная нагрузка Рi прямо пропорциональна значению передаваемого момента Тi, и поэтому:
где n – частота вращения, (мин-1); Lh – продолжительность работы (ч) подшипника при действии приведенной нагрузки за полный срок службы.
Величина L стандартного подшипника определяется по динамической грузоподъёмности С и по приведённой расчётной нагрузке Pрасч, действующей на подшипник, где С=20,1кН.
, где
Fr – радиальная нагрузка на подшипник, Н; Fа – осевая нагрузка на подшипник, Н;
КТ=1
– температурный коэффициент равный единице, так как рабочая температура ;
Кs=1,3 – коэффициент безопасности;
V=1 – коэффициент вращения;
X=1, Y=0 – коэффициенты радиальной и осевой нагрузок.
Так как в нашем случае на валу - шестерни быстроходного вала стоит два шарикоподшипника, формула для определения приведенной нагрузки принимает вид:
Приведенная нагрузка на первый шарикоподшипник (более загруженный):
Приведенная нагрузка на второй шарикоподшипник (менее загруженный):
Эквивалентную долговечность за полный срок службы определяют по формуле:
Определяем величину долговечности:
Условие L≥LE выполняется для обоих шарикоподшипников, следовательно, они подобраны правильно.
I. Расчет призматических шпонок:
Размеры
сечений призматических шпонок выбирают в зависимости от диаметра вала . Материалом шпонок выбираем сталь Ст6 с
пределом прочности
. Длину призматических шпонок
выбирают из стандартного ряда в
соответствии с расчетом на смятие по боковым сторонам шпонки:
где
- наибольший крутящий момент с учетом
динамических нагрузок при пуске или внезапном торможении,
;
-
высота шпонки;
- заглубление шпонки в вал,
.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.