Как философы понимали движение? (элеаты, Аристотель, Декарт, Лейбниц, Гольбах, Энгельс), страница 8

§4 Г. В. Лейбниц

Лейбниц (1646-1716) - философ и ученый, математик, физик, юрист, историк, языковед, изобретатель.

Отвергая ньютоново понятие абсолютного пространства, Лейбниц отстаивает тезис относительности пространства и времени. "Я неоднократно подчеркивал, - пишет он, - что считаю пространство, так же как и время, чем-то чисто относительным: пространство - порядком сосуществований, а время - порядком последовательностей". Лейбниц не согласен тождеством пространства и материи, но принимает его положение об относительности пространства.

В своем учении об относительности пространства и времени Лейбниц считает пространство и время только свойствами: пространство - свойством тела, а время - свойством движения.

"Материя есть не что иное, как только феномен, упорядоченный и точный, который не обманывает, если принимать во внимание абстрактные правила разума... В природе существуют только монады, а остальное - лишь феномены, которые отсюда происходят... ...Монады (те из них, которые нам известны, называются душами) изменяют свое состояние в соответствии с законами целевых причин или влечений, и в то же время царство целевых причин согласуется с царством действующих причин, которое есть царство феноменов... Непрерывное протяжение есть только идеальная вещь, состоящая из возможностей, не имеющая в себе актуальных частей... Материя, которая есть нечто актуальное, происходит только от монад".

Монады - это субстанции, т.е. вещи сами по себе. Пространство, напротив, есть только идеальное образование, оно "состоит из возможностей" и не содержит в себе ничего актуального.

Научное познание природы — это вопрос относительно субстанциальности телесных вещей как таковых. Лейбниц выступает против такого понимания бытия природно сущего. Он подчеркивает, что бытие субстанции как таковой заключается не в протяженности (extentia), а в активности (actio). Здесь важно отметить два аспекта в этой новой артикуляции бытия природных вещей: 1) Лейбниц вовсе не устраняет определения протяженности природных вещей; он это вообще не затрагивает. Протяженное основывается на более изначальном определении субстанции в смысле действия. 2) Понятие действия вполне допускает строго математическую демонстративность. Становится возможной связь между математическим методом измерения движения благодаря понятию силы (исчисление бесконечно малых) и любого рода сущим, которое строго познаваемо. Лейбниц в столкновении с картезианством, возможно, уже знал трактат Ньютона «Математические начала натуральной философии».

Для Лейбница важно выяснить предустановленную гармонию всего сущего. Исходя из такого рода гармонии Лейбниц выступает против картезианской физики, с одной стороны, и выясняет метафизические основания ньютонианской физики, с другой. В своей работе «Опыт рассмотрения динамики. О раскрытии и возведении к причинам удивительных законов, определяющих силы и взаимодействие тел», написанной в 1695 году, Лейбниц пишет: «… ибо действовать — отличительная черта субстанции, а протяженность говорит только о распространении уже предполагаемой устремляющейся и оказывающей сопротивление субстанции, не говоря уже о том, что она  не может создавать самую субстанцию». Т.е. активность есть изначально отмечаемая и отличительная сущность субстанции, тогда как протяженность означает лишь непрерывное повторение или простирание субстанции. Субстанция полагается прежде всего как стремление к чему-либо или стремление против чего-либо, т.е. сопротивление. Другими словами, протяженность не может конституировать сущность самой субстанции. В телесных вещах кроме протяженности есть «сама сила природы», которая «снабжена направленностью, или устремлением, получающим полное осуществление, если оно не встречает препятствия в противоположном устремлении. Это устремление на каждом шагу воспринимается чувствами, а по моему суждению, усматривается в материи разумением (ratione) даже и там, где оно не открыто чувству». Сопротивление способно испытываться или восприниматься чувствами как то, что необходимо принадлежит самим по себе вещам. Сопротивление как стремление против чего-либо означает нечто собственное, присущее самим вещам. Если же принять, что сущность субстанций наряду с их движением определяется исключительно через протяженность, то тогда не было бы никакого сопротивления. Другими словами, сам принцип инерции просто-напросто был бы бессмысленным. При восприятии, например, столкновения тел мы как раз испытываем то, что присуще этим телам, в большей степени, чем простое изменение их отношения в протяженности как таковой. Сущности самих вещей принадлежит в частности vis passiva.