Как философы понимали движение? (элеаты, Аристотель, Декарт, Лейбниц, Гольбах, Энгельс), страница 4

Первопричина всего сущего – «движущая причина», или «источник движения». «А о причинах говорится в четырёх значениях: одной такой причиной мы считаем … то, откуда начало движение…».                                      Аристотель настаивает  на том, что в мире имеется самостоятельный и обособленный источник движения. Ответить на вопрос о причине движения означает для Аристотеля найти особую движущую первопричину. Он упрекает философов-материалистов в том, что они этого не понимают. Бросает он этот упрёк и родоначальникам учения об атомистическом строении материи Левкипу и Демокриту: «А вопрос о движении, откуда или каким образом оно у существующего, и они подобно остальным легкомысленно обошли».

Аристотель же совершенно не допускает мысли о том, что материя может быть источником движения самой себя. Правда, у него не раз можно остальным легкомысленно обошли"остальным легкомысленно обошли "м учения об прочитать о том, что «природа, или естественно, в первичном и собственном смысле есть сущность, а именно сущность того, что имеет начало движения в себе как таковом…», но во всех подобных высказываниях философа природа просто противопоставляется искусству, где начало движения – человек. И действительно, одно дело лесной пожар, сама себя поддерживающая огненная стихия, а другое дело костер, поддерживаемый человеком. Одно дело рост гор, а другое – рост строимого человеком дома. Одно дело возникновение дерева, а другое – топора, который это дерево срубит, будучи приведен в движение человеком.

На самом деле природа у Аристотеля имеет начало движения вне себя. Он правильно замечает, что в отношении материи как материала для человеческой деятельности, «не сам же субстрат ввязывает собственную перемену; …не дерево и не медь – причина изменения самих себя, и не дерево делает ложе, и не медь – изваяние, а нечто другое есть причина изменения». Но он так же, как и в случае с целевой причиной, переносит характеристики деятельности людей на мир, проявляя свойственный идеализму антропоморфизм. Это, конечно, философский антропоморфизм. Выше мы видели, как природе была приписана целенаправленность разумной человеческой деятельности. Сейчас же на природу распространяется положение о том, что искусственные  предметы не сами себя делают, а производятся человеком как движущей причиной. «А искать эту причину – значит искать некое иное начало, а именно… то, откуда начало движения»; «каким же образом что-то придет в движение, если не будет никакой причины, действующей в действительности? Ведь не материя же будет двигать самое себя…». Целевая причина отличается от движущей тем, что, говоря о первой, мы говорим о том, для чего что-либо происходит, а говоря о второй, мы говорим о том, откуда исходит причина движения происходящего. Движение бывает только там, где есть материя: «Всё, что изменяется, имеет материю…». Там, где нет материи, нет и движения. Поэтому формы сами по себе неподвижны и неизменны. Там же, где замешана материя, только движение является причиной единства материи и формы.