Как философы понимали движение? (элеаты, Аристотель, Декарт, Лейбниц, Гольбах, Энгельс), страница 6

Движение Аристотель весьма тесно связывал с изменением. В «Физике» он приводит четыре главных вида изменений: относящиеся к сущности, количеству, качеству и месту. В работе говорится и о том, что движение, относящееся к сущности, не может быть признано действительным, потому что в нем нельзя найти «противное». Это свидетельствует о понимании существования движения в связи с наличием противоположностей. «Противным движению является просто покой. Противным отдельных движений являются отдельные движения, возникновению — гибель, увеличению — уменьшение, а изменению места — покой на месте. Наибольшая противоположность — это изменение противоположных мест, например движение вниз — движению вверх и движение вверх — движению вниз». Наиболее общую характеристику движению Аристотель дает следующим образом: реализация, осуществление сущего. Это значит, что движение выступает, собственно, переходом возможности в действительность. Тем самым движение становится практически универсальным свойством сущего. Процесс осуществления, т. е. переход возможности в действительность, тесно связан со взаимоотношением материи и формы. Движение является определенной тенденцией материи (как возможности) к осуществлению, реализации формы (как реальности). В этой концепции еще отражается остаток прежнего понимания действительности — телеологическая интерпретация развития.

Шаг вперед по сравнению с предшествующей философией сделал Аристотель в понимании времени и пространства. Этим категориям он уделяет большое внимание как в «Метафизике», так и в «Категориях». Он видит тесную связь между конкретным бытием и временем, подчеркивает взаимосвязь времени и движения. О времени он говорит: «Время, таким образом, есть число движения в отношении к предыдущему и последующему и, принадлежа непрерывному, само непрерывно — это ясно».

Пространство Аристотель также связывает с движением тел, признает его субъективное существование, однако понимает его как «особую» необходимую реальность, которая может проявляться в движении тел, существуя независимо от них. В этом смысле понятие пространства у Аристотеля приобретает определенные метафизические черты.

§3 Рене Декарт

Декарт (31.3.1596 - 11.2.1650) - французский философ и математик.

Существование материи как автономной, независимой от  духа  субстанции приводит  к  предположению,  что  ее  законы   могут   быть   сформулированы исчерпывающим образом в терминах пространства и  времени.  Это  обычное  для физической науки допущение полезно для ее  развития,  но  в  конечном  счете приводит  к  противоречиям.  Если,   согласно   гипотезе,   пространственно-ременная-материальная  система  самодостаточна,  а  ее  собственные  законы полностью определяют ее поведение, неизбежно крушение Вселенной,  содержащей нечто  другое,  кроме  материи,  что  существует  наряду   с   материей   во взаимозависимом целом. Так, если причиной движения материи  является  разум, то он производит энергию и тем самым нарушает  принцип  сохранения  энергии.

Если мы скажем, ради того чтобы избежать  этого  заключения,  что  разум  не может быть причиной движения материи, но направляет ее движение по тому  или иному  конкретному  пути,  то  это  будет  нарушать   принцип   действия   и противодействия. А  если  мы  зайдем  еще  дальше  и  предположим,  что  дух действует на материю, только освобождая физическую энергию, но  не  создавая ее и не управляя ею, то приходим  к  нарушению  фундаментального  допущения, что причины освобождения физической энергии могут быть лишь физическими.