Аристотель источником всякого движения считал неподвижное, но движущее начало - бога. Бог Аристотеля - "перводвигатель". Первопричина всего сущего – «движущая причина», или «источник движения». Аристотель настаивает на том, что в мире имеется самостоятельный и обособленный источник движения. Аристотель же совершенно не допускает мысли о том, что материя может быть источником движения самой себя. Движение бывает только там, где есть материя: «Всё, что изменяется, имеет материю…». Там, где нет материи, нет и движения. Поэтому формы сами по себе неподвижны и неизменны. Там же, где замешана материя, только движение является причиной единства материи и формы.
Движение, которое Декарт сводил к перемещению тел, возникает всегда только в результате толчка, сообщаемого данному телу другим телом. Общей же причиной движения в дуалистической концепции Декарт является бог, который сотворил материю вместе с движением и покоем и сохраняет их.
В своем учении об относительности пространства и времени Лейбниц считает пространство и время только свойствами: пространство - свойством тела, а время - свойством движения. "Материя есть не что иное, как только феномен, упорядоченный и точный, который не обманывает, если принимать во внимание абстрактные правила разума... В природе существуют только монады, а остальное - лишь феномены, которые отсюда происходят... ...Монады (те из них, которые нам известны, называются душами) изменяют свое состояние в соответствии с законами целевых причин или влечений, и в то же время царство целевых причин согласуется с царством действующих причин, которое есть царство феноменов... Непрерывное протяжение есть только идеальная вещь, состоящая из возможностей, не имеющая в себе актуальных частей... Материя, которая есть нечто актуальное, происходит только от монад".
Показав извечную, неразрывную связь материи и движения, Гольбах даёт в «Системе природы» глубоко научную формулу, что «движение – это способ существования, вытекающий из сущности материи, что материя движется благодаря собственной энергии; что она обязана своим движением внутренне присущим ей силам». Он многократно подчёркивает, что «движение так же вечно, как и материя», «движение существует лишь в материи и через неё: подвижность – это следствие её существования».
Энгельс считал, что движение есть способ существования материи, следовательно, нечто большее, чем просто ее свойство. Не существует и никогда не могло существовать материи без движения. Итак, нельзя отделять от материи ни движения как такового, ни какой-либо из его форм, например механической силы; нельзя противопоставлять материи движение как нечто особое, чуждое ей, не приходя к абсурду.
Список литературы
Звиревич В.Т. Философия древнего мира и средних веков. – Екатеринбург: Деловая книга, 2002г.
Кочарян М.Т. Поль Гольбах. – М.: Мыль, 1978г.
Ляткер Я.А. Декарт. – М.: Мысль, 1975г.
Нарский И.С., Соколов В.В. Готфрид Вильгельм Лейбниц.Сочинения. – М.: Мысль, 1984г.
Чанышев А.Н. Аристотель. – М.: Мысль, 1987г.
Энгельс Фридрих. Диалектика природы. – М.: Политиздат, 1969г.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.