Как философы понимали движение? (элеаты, Аристотель, Декарт, Лейбниц, Гольбах, Энгельс), страница 11

Для диалектического понимания возможность выразить движение в его противоположности, в покое, не представляет решительно никакого затруднения. Для него вся эта противоположность является, как мы видели, только относительной; абсолютного покоя, безусловного равновесия не существует. Отдельное движение стремится к равновесию, совокупное движение снова устраняет равновесие. Таким образом, покой и равновесие там, где они имеют место, являются результатом того или иного ограниченного движения, и само собой понятно, что это движение может быть измеряемо своим результатом, может выражаться в нем и вновь из него получаться в той или иной форме.

Основные формы движения:

Первая, наипростейшая форма движения – это механическая, простое перемещение.

- Движения отдельного тела не существует, – (о нем можно говорить) только в относительном смысле – падение.

- Движение обособленных тел: траектория, астрономия, – кажущееся равновесие, – конец всегда контакт.

- Движение соприкасающихся тел в их отношении друг к другу – Давление. Статика. Гидростатика и газы. Рычаг и другие формы собственно механики, которые все в своей наипростейшей форме контакта сводятся к трению и удару, отличающимся между собой только по степени. Но трение и удар, т.е. в сущности контакт, имеют и другие, здесь никогда не указываемые естествоиспытателями следствия: при определенных обстоятельствах они производят звук, теплоту, свет, электричество, магнетизм.

Эти различные силы (за исключением звука) – физика небесных тел.

- Переходят друг в друга и взаимно замещают друг друга.

- На известной ступени количественного нарастания каждой из этих сил, различной для каждого тела, в подвергающихся их действию телах – будут ли это химически сложные тела или несколько химически простых тел – появляются химические изменения. И мы попадаем в область химии. Химия небесных тел. Кристаллография – часть химии.

3 Физика должна была или могла оставлять без рассмотрения живое органическое тело, химия же находит настоящий ключ к истинной природе наиважнейших тел только при исследовании органических соединений; с другой стороны, она синтезирует такие тела, которые встречаются только в органической природе. Здесь химия подводит к органической жизни, и она продвинулась достаточно далеко вперед, чтобы гарантировать нам, что она одна объяснит нам диалектический переход к организму.

Но действительный переход только в истории – солнечной системы, Земли; реальная предпосылка органической природы.

Органическая природа.

Заключение

Все философы понимали движение материи по-разному. Ксенофан признает изменение и движение только как возникновение и гибель мира, понимая его как внутренне неизменную целостность.

По своему содержанию философские взгляды Парменида ближе всего взглядам Ксенофана. Из действительного мира, из области бытия Парменид  полностью исключает движение. Парменид вместе с исключением движения отбрасывает и объективную стихийную диалектику.

Наиболее известным изложением элейского отрицания движения и постулирования неизменности и неподвижности сущего являются апории Зенона, доказывающие, что если допускается существование движения, то возникают неразрешимые противоречия. Эти логические конструкции Зенона показывают противоречивость движения и находятся в видимом противоречии с обыденным опытом.  Поэтому движение рассматривается здесь не как чувственная данность, а как попытка выяснить логическую, понятийную сторону движения, т.е. ставится вопрос об истинности движения.