УТВЕРЖДАЮ
Директор ЦНИИ «Электроприбор»
академик РАН
___________________В.Г.Пешехонов
"_____"__________________2005 г.
Исследование азимутального гироскопа направления (гироагрегат ГА-6)
Методические указания по выполнению лабораторной работы №1
Авторы: Л.А. Северов, В.К. Пономарев
Санкт-Петербург
2006
Цель работы: ознакомление с принципом действия, устройством и электрической схемой азимутального гироскопа направления (гироагрегатаГА-6), а также экспе-риментальное исследование основных инструментальных погрешностей и методических ошибок прибора при работе в составе авиационной курсовой системы ГМК-1.
Азимутальные гироскопы направления относятся к группе курсовых гироскопов и используются для измерения отклонений летательного аппарата по курсу относительно опорной системы координат. В авиации гироскопы направления применяются в качестве автономного измерителя или входят в состав курсовых авиационных систем, где работают совместно с другими датчиками курса. В первом случае их называют гирополукомпасами, во втором – именуют гироагрегатами.
Принципы действия азимутальных гироскопов направления основаны на свойствах гироскопа с тремя степенями свободы сохранять положение оси вращения ротора неизменным в пространстве, а так же прецессировать под воздействием управляющих моментов относительно внутренней и наружной осей подвеса. Ось подвеса наружной рамки в гироскопах направления ориентируют по вертикальной оси летательного аппарата, при этом главная ось гироскопа с помощью специальных систем удерживается либо в плоскости горизонта (горизонтальная коррекция), либо перпендикулярно оси подвеса наружной рамки (межрамочная коррекция). Ориентация главной оси вращения ротора в координатах корпуса определяется углом поворота наружной рамки и углом поворота внутренней рамки относительно наружной . Базовая схема гироскопа направления и система отсчета углов показаны на рисунке 1.
Основные характеристики гироскопа направления можно выявить на основе уравнений прецессии гироскопа, которые при учете введенных углов ориентации будут иметь вид [1]
, (1)
где - кинетический момент гироскопа, - проекции угловой скорости вращения корпуса прибора на оси ротора без учета его вращения (оси Резаля), и - моменты внешних сил, действующих вокруг осей карданова подвеса.
Принимая внимание расположение прибора на борту летательного аппарата угловые скорости и можно выразить через угловые скорости летательного аппарата в связанных осях
(2)
С другой стороны, вектор угловой скорости летательного аппарата является суммой вектора угловой скорости опорной системы координат (в связанных осях) и вектора вращения летательного аппарата относительно опорной системы координат
|
|||||||
|
где - матрица ориентации связанной с летательным аппаратом системы координат относительно опорной системы.
Компоненты матрицы находятся по формулам
(3)
где , , - углы рысканья, тангажа и крена летательного аппарата.
В качестве опорной системы координат обычно выбирают нормальную ортодромическую систему, в которой ось - направлена по вертикали от центра Земли, а оси и - лежат в горизонтальной плоскости, причем - направляется вдоль линии заданного пути (ЛЗП), то есть по касательной к ортодромическому экватору.
В этом случае
;
;
(4)
где - угловая скорость вращения Земли, - широта места, - угол поворота ортодромии относительно меридиана, R - радиус Земли, - ортодромическая широта.
Если азимутальный гироскоп направления установлен неподвижно на земной поверхности, то , и
(5)
С учетом выражений (5) уравнения прецессии гироскопа направления (1) перепишутся в виде:
Отсюда
(6)
Как видно, под воздействием внешних возмущающих моментов и вращения Земли наблюдается непрерывное движение наружной и внутренней рамок гироскопа. При этом, если вращение наружной рамки не отражается на функциональных способностях прибора, то вращение внутренней рамки ведет к опасности потери его работоспособности в результате сложения рамок (лишения одной степени свободы).
Для исключения возможности сложения рамок в гироскопах направления используют систему горизонтальной или межрамочной коррекции. Наибольшее распространение на практике получила система горизонтальной коррекции, которая реализуется путем установки на внутренней рамке (гироузле) чувствительного к отклонению от плоскости горизонта жидкостного маятникового переключателя и датчика момента размещенного по наружной оси подвеса. При наличии отклонения главной оси гироскопа от плоскости горизонта сигнал с маятникового переключателя подается на датчик момента вызывая прецессию гироскопа относительно внутренней оси. В ходе прецессии гироузел приходит в исходное положение, при котором и . Если это условие выполняется точно, то движение наружной рамки относительно корпуса будет описываться более простым уравнением
.
Среди внешних возмущающих моментов наибольшее влияние на уход гироскопа направления по курсу оказывает остаточный момент несбалансированности и момент трения по внутренней оси подвеса . Для компенсации видимого ухода гироскопа и уходов инструментального характера в гироскопах направления применяют систему азимутальной коррекции, работа которой в одном из вариантов ее реализации основана на создании управляемой прецессии гироскопа в точности равной его уходу под воздействием возмущающих факторов. Управляемая прецессия создается с помощью датчика момента размещенного по внутренней оси подвеса гироскопа, а требуемая величина напряжения , подаваемого на датчик момента, в зависимости от широты места и суммарной величины момента несбалансированности и момента трения, вырабатывается в пульте управления гирополукомпаса или курсовой системы
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.