Уголовное право республики Беларусь. Общая часть: Конспект лекций, страница 9

* осознает наличие реальной возможности предотвратить наступление общественно опасных последствий.

Прежде всего, предвидение возможности наступления общественно опасных последствий при преступном легкомыслии означает осознание лицом того, что оно совершает деяние таким способом или использует такие средства, которые содержат в себе определенную опасность причинения вреда. Обычно указанное предвидение связано с осознанным нарушением каких-либо правил предосторожности.

Возможность наступления последствий предвидится лицом как абстрактная возможность. Лицо понимает, что

90


при обычном развитии событий таящаяся в способе действий опасность может привести к причинению вреда и возможность превратится в действительность. Зная о наличии такой опасности, лицо предпринимает определенные меры предосторожности для исключения наступления вреда. Именно поэтому лицо уверено, что с учетом предпринятых им мер вредные последствия не наступят. Предвидя последствия как возможные вообще, лицо считает их невозможными в данном конкретном случае, невозможными как результат его деяния. Это и означает для действующего субъекта абстрактный характер возможности наступления последствий.

Интеллектуальный элемент преступного легкомыслия включает также осознание лицом наличия реальной возможности предотвратить причинение вреда. Такое осознание является результатом обдумывания и оценки лицом способов противодействия вредоносному воздействию опасности, мер но ее нейтрализации. Оно основывается на знании лицом объективных свойств используемых факторов как способных предотвратить наступление общественно опасных последствий.

Законодатель не включил в число признаков интеллектуального элемента легкомыслия осознание лицом общественно опасного характера своих действий. Объясняется это тем, что при легкомыслии отсутствует сознательное причинение вреда, Однако, нарушая меры предосторожности при общении с опасностью, лицо может осознавать, что. существует определенный риск наступления последствий, т.е. что его действия таят в себе некоторую опасность. Тем не менее эта опасность и ее осознание неизмеримо малы в сравнении с сознательным причинением вреда. Важно, чтобы риск не превращался в заведомое причинение вреда, свойственное косвенному умыслу.

Предвидение неизбежности наступления общественно опасных последствий при легкомыслии исключается.

Волевой элемент преступного легкомыслия может быть определен как активное нежелание наступления общественно опасных последствий, основанное на расчете предотвратить их наступление.

91


Рассчитывая на предотвращение наступления общественно опасных последствии, лицо надеется на:

* совершение определенных действий по устранению опасности;

* свои собственные силы, навыки, способности и т.п.;

* на силы и умения других лиц;

* на свойства используемых предметов, средств, механизмов и т.п.

Необходимым условием волевого расчета является наличие у лица знания о том, что любой из перечисленных факторов:

* существует реально;

* объективно обладает такими качествами и притом в такой степени, как это необходимо для предотвращения последствий;

* будет реально задействован для предотвращения последствий.

К характеристике расчета относится также его легкомысленность. Расчет будет считаться легкомысленным, если он сделан на недостаточных основаниях, т.е. лицо не предприняло всех мер, необходимых для предотвращения вреда.

Если расчет лица был достаточно обоснован, то нет легкомыслия, а следовательно, нет вины и ответственности.

Отграничение легкомыслия от косвенного умысла.

По интеллектуальному элементу:

* при косвенном умысле лицо осознает общественно опасный характер своего деяния, чего нет при легкомыслии;

* при косвенном умысле последствия предвидятся как результат совершаемого лицом конкретного действия, в то время как при легкомыслии есть предвидение абстрактной возможности наступления последствий, которые не должны наступить от действий лица;

* при легкомыслии лицо осознает свою возможность предотвратить последствия определенными мерами, чего нет при косвенном умысле.