Внутренняя картина болезни, ее структура, факторы, влияющие на ее формирование

Страницы работы

Содержание работы

Тема 2. Внутренняя картина болезни (5 часов)

1. Учебные и воспитательные цели

Ознакомление студентов с понятием внутренней картины болезни (ВКБ), ее структурой, факторами, влияющими на ее формирование и значением учета для диагностики и лечения, особенностями проявления ВКБ у больных с различными личностными особенностями, а также вариантами ВКБ при различной соматической патологии.

Мотивация для усвоения темы

Любое соматическое заболевание в значительной мере влияет на психическое состояние человека, его характер и социальные взаимодействия. Внутреннее, психическое переживание болезни с его эмоциями, поведенческими и вегетативными реакциями, может значительно искажать проявление заболевания и затруднять диагностику. Умение учитывать, понимать и использовать для лечения и сотрудничества с больным является важным профессиональным навыком врача.

Требования к исходному уровню знаний

Студент должен знать

· Особенности проявлений внутренней картины болезни у пациентов с различными типами личности.

· Факторы, влияющие на формирование ВКБ.

· Особенности проявлений ВКБ при различной соматической патологии.

Студент должен уметь

· Определять психические и личностные особенности пациента, его реакцию на болезнь в процессе первичного интервью.

· Учитывать особенности внутренней картины болезни для построения тактики лечения и общения с пациентом.

Студент должен овладеть практическими навыками

· проведения первичного интервью с пациентом с учетом внутренней картины болезни,

· определения личностных и связанных с болезнью особенностей больного.

2. Контрольные вопросы из смежных дисциплин

·физиология центральной нервной деятельности

·понятие о темпераменте

·пропедевтика внутренних болезней

3. Контрольные вопросы по теме занятия

· Понятие о внутренней картине болезни. Значение ее в диагностике и влияние на течение заболевания.

· Факторы, влияющие на формирование ВКБ: особенности заболевания, преморбид, социальное окружение.

· Компоненты ВКБ: сенситивная, эмоциональная, когнитивная, мотивационная.

· Различные реакции на болезнь по степени адекватности и осознанности.

· Виды патохарактерологических реакций на болезнь. Виды сознательного искажения ВКБ.

4. Практическая часть занятия

Осуществляется проведение нескольких первичных интервью с пациентами с акцентом на их отношении к болезни и оценке степени ее адекватности. Проводится клинический разбор проведенных интервью, анализируются различия проявлений заболевания в зависимости от выраженности дисгармоничной личностной реакции, а также дифференциальная диагностика жалоб вегетативного круга как относящиеся к самому заболеванию и к реакциям на него.

5. Ход занятия

В начале занятия проводится опрос студентов по основным вопросам занятиям. Затем разбираются основные моменты темы. В последующем реализуется практическая часть занятия и подводится итог работы студентов.

Реферат занятия

СОМАТОНОЗОГНОЗИЯ (внутренняя картина болезни) –– процесс познания своей болезни, ее оценка у психически здоровых людей и их личностные реакции на болезнь.

Внешняя картина болезни –– это все то, что врачу удается получить всеми доступными методами исследования, все то, что можно описать и так или иначе зафиксировать числами, графически, кривыми, рентгенограммами и т.д.

Внутренняя картина болезни (ВКБ) –– это все то, что испытывает, переживает пациент, все множество его ощущений, не только местных, болезненных, но его общее самочувствие, самонаблюдение, его представление о своей болезни, ее причинах, все то, что связано для пациента с приходом к врачу, – весь огромный внутренний мир пациента, который состоит из весьма сложных сочетаний восприятия и ощущений, эмоций, аффектов, конфликтов, психических переживаний и травм. Наиболее емким в плане смыслового значения является определение А.Р. Лурия «Внутренняя картина болезни –– это отражение болезни во внутреннем мире больного».

Недооценка переживаний больного и его психики приводит врачей к недостаточно осторожному обращению с больными. В наше время пациент достаточно грамотен, разбирается в документах, и хуже всего то, что он склонен делать из них и из слов врача далеко идущие выводы, не оправдываемые истинным положением вещей.

Недостаточно бережное отношение врача к психике больного, к его внутреннему миру, недостаточно строгое и требовательное отношение к себе, когда дело идет о контактах с больным, недооценка врачом значения своих слов и всего своего поведения легко ведет к психической травме, в результате которой может возникнуть психогенным путем целый ряд соматических расстройств и заболеваний.

Похожие материалы

Информация о работе

Тип:
Конспекты лекций
Размер файла:
85 Kb
Скачали:
0