Основы психосоматической медицины и психотерапии

Страницы работы

Фрагмент текста работы

Тема 3. Основы психосоматической медицины и психотерапии

(5 часов)

1. Учебные и воспитательные цели

Ознакомление студентов с содержанием психосоматической медицины, основными концепциями развития психосоматозов, применением знаний в работе врача.

Мотивация для усвоения темы

Современная медицина предъявляет высокие требования к врачу по глубокому, всестороннему пониманию и изучению личности больного: не только на биологическом, но и на психологическом и социальном уровнях. Возрастающие темпы жизни, высокий уровень социальных стрессов приводит к постоянному увеличению числа так называемых психосоматических заболеваний, в этиопатогенезе которых значимая роль отводится острым и хроническим психотравмирующим переживаниям. Сложности диагностики, связанные с недоучетом роли психосоматических факторов в этой группе больных, значительно снижают эффективность лечения, а необходимые знания по основам психотерапии как методу психологического воздействия на человека в значительной степени оптимизируют лечение.

Требования к исходному уровню знаний

Студент должен знать

· Основные концепции психосоматической медицины.

· Основные направления психотерапии.

· Диагностические критерии психосоматических расстройств.

· Правила проведения рациональной и суггестивной психотерапии.

Студент должен уметь

· интерпретировать результаты беседы с пациентом в ключе психосоматической медицины,

· провести рациональную психотерапию в беседе с больным (с учетом нозологической принадлежности заболевания, возраста и интеллекта пациента).

Студент должен овладеть практическими навыками:

· выявления психологических звеньев патогенеза психосоматических заболеваний;

· проведения рациональной психотерапии;

· проведения суггестивной психотерапии в состоянии бодрствования.

2. Контрольные вопросы из смежных дисциплин

· Вопросы этиопатогенеза основных заболеваний внутренних органов

·психология личности

·физиология центральной нервной системы

·физиология вегетативной нервной системы

3. Контрольные вопросы по теме занятия

· Предмет психосоматической медицины. История вопроса. Биопсихосоциальная модель.

· Основные психосоматические концепции. Характерологические влияния. Психодинамические концепции. Теория стресса. Условно-рефлекторная, поведенческая теория.

· Классификация «больших» и «малых» психосоматических заболеваний.

· Особенности личности и психосоматические взаимовлияния при патологии сердечно-сосудистой системы (инфаркт миокарда, ИБС).

4. Практическая часть занятия

Осуществляется консультирование и клинический разбор больного психосоматической патологией (ИБС, артериальная гипертензия, язвенная болезнь желудка и др.) с анализом роли психологических факторов в происхождении, динамике развития заболевания и лечения данного больного. Обсуждение основывается на нескольких концепциях.

5. Ход занятия

В начале занятия проводится опрос студентов по основным вопросам занятиям. Затем разбираются основные моменты темы. В последующем реализуется практическая часть занятия и подводится итог работы студентов.

Реферат занятия

«Болезнь теперь стала означать не то, что происходит с человеком в целом, а то, что случается с его органами... Таким образом, естественная и изначальная миссия врача, подход к болезни как к целому, заменяется не в пример более скромной задачей локализации и идентификации заболевания и сопоставления его с определенной группой диагнозов... Эта неизбежная объективизация и формализация терапии в XIX столетии дошла до крайности — между врачом и пациентом встал некто третий — прибор, механизм. Для постановки диагноза все реже и реже нужен был проницательный и способный к синтезу глаз прирожденного врача...»

Стефан Цвейг, 1931 г.

Психосоматические заболевания

Психосоматические расстройства в  настоящее время по праву считаются «патологией цивилизации». По данным разных авторов их частота составляет от 30 до 55% среди обратившихся за медицинской помощью к врачам терапевтической и хирургической сети и от 10 до 52% –– в общей популяции. Для психосоматических расстройств характерно не только  высокая распространенность, но и нарастание этой распространенности год от года. По данным Л.В.Мазурина (1989) в 70–80 годы психосоматическая патология пищеварительного тракта возросла с 75 больных до 110  а 1000 детского населения. А распространенность астмы среди детей с 60-х  по 80-е годы увеличилась на 300%, в то время как в 60-х годах бронхиальная астма отмечалась в популяции у 2% детей.

Понятие «психосоматики» введено в J. Heinroth (1818), «соматопсихики» M. Jacobi (1828). Под этим термином понимают функциональные расстройства одной или нескольких систем организма, не имеющего под собой органического основания. Обязательным условием возникновения психосоматических расстройств является его четкая связь

Похожие материалы

Информация о работе

Тип:
Конспекты лекций
Размер файла:
126 Kb
Скачали:
0