Тема 4. Основы медицинской сексологии. Основы психотерапии
(5 часов)
1. Учебные и воспитательные цели
· Ознакомление студентов с современным понятием нормы в сексуальной жизни, физиологическими и психологическими составляющими половой конституции; разбор наиболее часто встречающиеся причин сексуальных дисгамий.
· Ознакомление студентов с основами психотерапии.
Мотивация для усвоения темы
Важность интимной жизни человека традиционно недооценивается врачами общей практики. Представление о психическом и соматической здоровье человека неотделимо от гармоничности и удовлетворенности в интимной жизни. С проблемами сексуальных нарушений может столкнуться не только уролог или гинеколог, но и терапевт. Правильное понимание принципов гармоничной адаптации человека в половой сфере необходимо врачам любой специальности как в собственной жизни, так и для своевременной диагностики половых расстройств и направления к узкому специалисту.
Правила деонтологии непреложны для врача любой специальности. На занятии подводятся итоги вопросов деонтологии, которые рассматривались на всех занятиях.
Требования к исходному уровню знаний
Студент должен знать:
· Особенности психосексуального формирования и отличия мужской сексуальности от женской.
· Признаки половой конституции у мужчин т женщин.
· Причины сексуальных дисгамий.
· Основные направления психотерапии.
· Правила проведения рациональной психотерапии.
Студент должен уметь:
· Провести психогигиеническую беседу с пациентом.
· Проанализировать степень адаптации пациента в паре и выяснить причины дисгамии.
· Провести рациональную психотерапию в беседе с больным (с учетом нозологической принадлежности заболевания, возраста и интеллекта пациента).
Студент должен овладеть практическими навыками:
· Оценки половой конституции,
· Проведения рациональной психотерапии.
· Проведения суггестивной психотерапии в состоянии бодрствования.
2. Контрольные вопросы из смежных дисциплин
·физиология центральной нервной системы
·психология отношений
·психология личности
·физиология вегетативной нервной системы
3. Контрольные вопросы по теме занятия
· Понятие о норме в сексуальной жизни. Этапы развития и формирования сексуальности. Различия женской и мужской сексуальности.
· Понятие о половой конституции. Сильная, средняя, слабая половые конституции. Физическая, физиологическая и психологическая составляющие. Факторы, определяющие половую конституцию. Внешние проявления половой конституции и ее влияние на гармонию в паре.
· Особенности психо-сексуального развития и их влияние на сексуальность и адаптацию в паре. Этапы психо-сексуального развития. Влияние личностных особенностей на гармоничность отношений в паре.
· Основные причины сексуальных дисгармоний и их влияние на психическое и соматическое здоровье.
· Виды психотерапии. Понятие о рациональной психотерапии, правила ее проведения. Понятие о суггестивной психотерапии. Виды внушений, правила построения суггестивных формул.
4. Практическая часть занятия
Осуществляется обсуждение ситуационных задач, разбор реальных жизненных ситуаций, историй из литературы и кино. При возможности проводится анонимное интервью с пациентом с сексуальными расстройствами.
5. Ход занятия
В начале занятия проводится опрос студентов по основным вопросам занятиям. Затем разбираются основные моменты темы. В последующем реализуется практическая часть занятия и подводится итог работы студентов.
Реферат занятия
Медицинская сексология –– междисциплинарная наука, объединяющая ряд областей медицины, психологии и социологии по принципу «человек носитель пола». Сексопатология –– область клинической медицины, изучающая половые расстройства, а также разрабатывающая методы их диагностики, лечения и профилактики.
Понятие о норме в сексуальной жизни человека
Нормы в сексологии:
1. Два разнополых человека.
2. Физическая и психическая зрелость партнеров.
3. Взаимное согласие.
4. Стремление к обоюдному удовольствию.
5. Отсутствие ущерба собственному здоровью.
6. Отсутствие ущерба окружающим людям и обществу в целом.
Определение понятия «нормы» в сексологии имеет определенные трудности, обусловленные тесным переплетением биологических, личностных и социальных факторов, а также чрезвычайной вариативностью индивидуальных отклонений. В это понятие включено несколько аспектов, тесно связанных между собой. И.С. Коном в 1967 г. было выделено три основных аспекта, формирующих понятие нормы: моральный, статистический и физиологический. Позднее к ним было добавлено еще два –– возрастной и конституциональный.
Моральная составляющая представляет собой основные постулаты в отношении половой жизни, принятые в данном конкретном обществе
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.