Вопрос-иллюстрация – способ формулировки вопроса в анкете, при к-ом респонденту предлагается несколько картин для выбора одной. Применяется в том случае, когда достоверную информацию, используя словесные формулировки, получить невозможно или сложно, а также для внесения разнообразия в процесс анкетирования или интервьюирования. Реже используется как контактный вопрос. Используются в маркетинговых исследованиях по каким-либо брендам.
Шкальный вопрос – способ формулировки вопроса в анкете, при к-ом респонденту предлагается высказать мнение, используя определенную шкалу.
Вопрос ранжирования – способ формулировки вопроса в анкете, при к-ом респонденту предлагается выстроить некий рейтинг, т.е. проранжировать важность для респондента перечисленных вариантов ответов. Например: Какое качество вы Бы поставили на 1ое место? 1) воля 2) разум и т.д.
Способы обработки открытых вопросов
Кодировка – способ обработки открытых вопросов, при к-ом основной целью является сведение всего обилия полученных открытых вопросов к конкретному списку вариантов ответов с последующей кодировкой этого списка (всем вариантам ответов присваивается код) и минимализацией количества вариантов ответов. Удобно, когда кодировку выполняет группа, а не один человек.
С помощью кодировки и обсуждения, мы:
а) присвоили код;
б) минимизировали варианты ответов
Домашняя работа: составить анкету (до конца октября). Выбрать любую группу клиентов соц. работников. стр. 26. Кратко описать проблему, целевую группу и цель опроса (для чего составлена анкета). в сл. раз – лекции, сделать анкету (до конца октября).
Тема 8. Методика организации и проведения углубленного интервьюирования
Интервьюирование – это метод сбора информации путем устного стандартизированного опроса респондента интервьюером по анкете.
Нестандартизированное (углубленное) интервью – вид интервью, к-ый не предполагает наличия жестко сформулированных вопросов и вариантов ответов их в строгий порядок. Цель: получение дополнительной, углубленной, качественной информации по к-либо проблеме.
Необходимо записывать варианты ответов, т.к. диктофон может быть несправным.
Интервьюер должен:
- быть презентабельным;
- иметь грамотную речь;
- быть уверенным, ассертивным;
- хорошо разбираться в проблеме, относительно которой составлена анкета.
Недостатки: труднодоступность, затраты денег, времени.
Достоинства: можно получить интересную информацию, позволяет опросить узкий круг специалистов на к-либо узкую тему.
Практические задания 4-5: составить анкету по углубленному интервью, инструкцию к нему (сделать кратко инструкцию). Прописать содержательные моменты (цель экспертного опроса, место работы, кто может быть экспертом, кто войдет в группы экспертов). пол странички – инструкция.
Закрытых вопросов может не быть. Это не тест.
Тема 9. Методика и проблемы работы с респондентом
1. Респондент и интервьюер как «самые слабые звенья» в социальном исследовании
- респондент и интервьюер непрофессионалы (данная проблема практически неустранима);
- респондент и интервьюер – люди, которым свойственно ошибаться.
2. Понятие «эффект интервьюера»
Интервьюер влияет на ответ респондента.
Интервьюер может неправильно написать ответы респондента, может написать что-нибудь от себя.
3. Функции интервьюера
- коммуникативная;
- озвучивает вопросы анкеты, выступает в качестве «рупора»;
- фиксатор; фиксирует варианты ответов;
- эмоционально поддерживает респондента (поддерживает интерес в продолжении заполнения анкеты).
Тема 10. Методика составления выборки при проведении социальных исследований
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.