2) сам соц работник решает проблему, к-ая требует междисциплинарного подхода. Соц работнику вполне достаточно собственных навыков и умений, которые он приобрел в процессе учебы.
2. Практико-ориентированность.
Социологи часть своих исследований проводят, чтобы опробировать исследовательский инструментарий, удовлетворить свои собственные интересы. Социальные работники же имеют дело с проблемной ситуацией, им необходимо дать решение.
3. Специфическая этичность.
- Соц. работник, планируя исследования, понимает, что делает это с целью улучшения условий жизни людей, это накладывает на исследователя опр груз ответственности. У социологов тоже возникают проблемы с ответственностью при исследованиях;
- при проведении обычных социологич исследований к корреспонденту обращаются как к личности, но не как к носителю соц. проблемы. Соц. работник изначально имеет дело с проблемным человеком. Требуется чуткость и понимание проблем объекта исследования и сохранение объективности, которую исследователь может потерять.
4. Параллельность и общность практической СР и научно-исследовательских процессов в СР. СР – новая область знаний, возникают новые соц проблемы, поэтому соц работнику необходимо «держать руку» на времени. Практика предоставляет опр материал для исследований, а результаты исследований корректируют и совершенствуют практическую деятельность специалистов СР.
Домашнее задание: стр. 15, 2ой вопрос в теоретических вопросах (письменно). Не более 0,5 страницы.
Тема 2. Методологические проблемы научного познания в области СР
1. Сущность научного исследования.
В своей повседневной жизни мы описываем для себя и других разнообразные факты, ставим гипотезы. Здесь используются даже научные методы. Сталкиваясь с результатами описания др людей, мы можем опровергнуть их или согласиться с ними. При этом мы аргументируем свое мнение.
1) В силу коллективности научные исследования имеют большую объективность.
2) В повседневной жизни к определенным выводам, человек приходит известными/неизвестными методами. В науке же их можно подвергнуть критической оценки, усовершенствовать. Можно повторить и перепроверить результаты научного исследования.
Научные исследования, социальные исследования (термины в методичке).
2. Методология, метод, методика, процедура исследования
Методология (греч. «методос» - способ познания) – учение о способе познания.
1. Наука о методе.
2. Система наиболее общих принципов, положений и методов, оставляющих основу для данной науки.
3. Совокупность приемов исследования, применяемых в данной науке.
Она определяет, в какой мере собранные факты могут служить основанием знания. М. имеет дело с операциями, при помощи к-ых конструируется знание. Достоверность фактов и выводов зависит от способа исследования.
Метод – способ получения инф-ции, обработки и анализа. Зависит от методологии.
Техника – это совокупность спец. приемов для эффективного использования того или иного метода.
Методика – совокупность технических приемов, связанных с конкретным методом, их последовательность и взаимосвязь.
Процедура – последовательность всех операций, общая система действий и способов организации исследования.
3. Ценность исследовательских методов и необходимость их использования в деятельности социальных работников
3 уровня решения проблемы:
- на уровне отдельного клиента;
- на уровне территории (проекты и программы по решению проблемы);
- на основе исследовании после выявления типичных, соц работники могут выйти на властные структуры с предложением создать новые НА с целью создания новой политики гос-ва, территориальных единиц гос-ва.
Спецы СР используют наблюдение, анкетирование, беседа, интервьюирование, кей-стади. Без системного сбора, научного анализа, не будет эффективной работы специалиста по СР.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.