Рассказать о понятиях опрос населения, очный, заочный опрос.
Количественные методы
Опрос (анкетирование и интервьюирование)
Анкетирование – вид опроса путем самозаполнения анкет респондентами, может быть индивидуальным и групповым. Имеет свои специфические особенности:
- анкета должна быть просто устроена;
- заполняя анкету самостоятельно, респондент, не совсем верно поняв формулировку вопроса, может дать неполный ответ;
- при самостоятельном заполнении анкеты, респондент может случайно или умышленно пропустить несколько вопросов, оставить их без ответа;
- низкий % заполнения открытых вопросов (до 75% вопросов остаются без ответа) – сложно сформулировать мысль с помощью текста;
- влияние 3их лиц.
Анкетирование – быстрый и дешевый вид опроса, менее эффективен, чем интервьюирование.
Интервьюирование – метод сбора информации путем устного стандартизированного опроса респондента интервьюером по анкете. Недостатки:
- долговременный способ опроса;
- нужно большое кол-во подготовленных интервьюеров, которые будут собирать с помощью анкет информацию.
Плюсы:
- можно свести к 0 влияние 3х лиц;
- можно получить все ответы на вопросы (открытые, закрытые);
- можно сделать анкету более сложной, можно внести открытые вопросы, технические переходы.
Опросы можно разделить на: О. населения и О. экспертов.
Население – все группы, которых опрашивают не в качестве специалистов по какому-либо вопросу.
При экспертных опросах (чаще – интервьюировании) мы имеем дело с интервьюерами, которые являются специалистами в какой-либо области.
Опросы очные и заочные
При очном опросе респондент видит интервьюера, происходит непосредственный контакт респондента с представителями исследователей.
При заочном опросе не происходит непосредственного контакта м/у респондентами и представителями исследователей (например, почтовый опрос).
Стр. 97
К разновидности опроса принадлежит углубленное интервьюирование (нестандартизированное) – вид интервью, к-ое не предполагает жестко сформулированных вопросов и вариантов ответов, а также их строгий порядок. Углубленное интервью относит как и к количественным, так и к качественным методам.
Фокусированное интервью – вид интервью, сконцентрированное на определенной проблеме, чаще всего бывает углубленным, предмет изучения - субъективное восприятие респондентом.
Наративное интервью – способ вызвать респондента на свободное повествование о жизни без особого вмешательства со стороны интервьюера.
Все эти виды интервью применяются редко.
Организационные формы проведения опроса
- по месту жительства;
- по месту работы (опрашивают экспертов);
- по месту учебы;
- опрос на улице, в магазине
Виды анкетирования
1) По объему:
сплошное (опрашиваем 100%-но) и выборочное (строится выборка).
2) По способу общения:
личное (очное) и заочное
3) По способу распространения анкет:
- раздаточное,
- прессовое. Проводят печатные СМИ, текст анкеты небольшой, печатается на страницах печатного издания;
- почтовое (в т.ч. по e-mail). Низкий % возврата, влияние 3их лиц, получение информации не от того респондента, к-му была предназначена анкета.
- анкетирование на сайтах. Имеет те же недостатки, что и анкетирование в целом.
Интервьюирование по телефону. Чаще применяется в западных странах, потому что:
1. Население западных стран уверено в том, что от их мнения может что-то зависеть.
2. Тотальная «телефонизация» западных стран, что позволяет сделать выборку.
3. Привычка к телефонным опросам.
Методика составления анкеты в социальном исследовании
1. Структура анкеты
Анкета состоит из вводной части, основной части, паспортички.
Паспортичка – личные данные о респонденте.
Основная часть содержит все вопросы, ответы на к-ые дает нам ту информацию, которую мы будем исследовать.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.