Разновидности метода наблюдения:
1) по степени формализованности (структурированности):
- формализованное;
- неформализованное.
2) по регулярности проведения:
- систематическое;
-несистематическое (нет плана по срокам наблюдения).
3) в зависимости от знаний наблюдаемых о процессе наблюдения:
- открытое;
- скрытое.
4) по методу проведения, условий организации наблюдения:
- полевое;
- лабораторное.
5) в зависимости от степени участия наблюдателя в исследуемой ситуации:
- включенное (участвующее). Предполагает интеграцию исследователя в наблюдаемые объекты и процессы с помощью маскировки под рядового участника какой-либо общности людей. У.Уайт – родоначальник данного метода. 1936-1939 – поселился в итал. районе одного из амер. городов, его интересовали итальянцы-рекетиры и их адаптация к чужой культуры. Но включиться надо так, чтобы наблюдаемые вели себя естественно, привыкли к наблюдателю и не пытались к нему подстроиться. Недостаток: исследователь может потерять способность объективно воспринимать ситуацию;
Стимулирующее наблюдение – создание обстановки, чтобы вызвать состояние объекта, не просматриваемое в обычном состоянии (Г.Гарфингель).
Этапы:
Создание листов наблюдения, в которых фиксируется информация
Сбор первичной социологической информации
Обработка материалов
Оформление отчета и выводов по наблюдению
Наблюдатели тщательно избираются в соответствии с требованиями и инструктируются.
Домашнее задание: стр. 54, задание 2, составить инструкцию для проведения наблюдения по проблематике темы курсовой работы или по любой другой теме. Выбрать объект наблюдения, прописать, как люди должны наблюдать и что они должны фиксировать.
Анализ документов
Документальная информация – информация, к-ая зафиксирована каким-либо образом.
Документальные источники служат необходимым элементом для получения информации. Они полезны, когда респондента невозможно опросить.
Классификации документальных источников
1. По способу фиксирования:
- рукописные;
- печатные;
- записи на магнитной ленте, фотопленке и др.
2. По целевому назначению:
- наличные (документы, существующие сами по себе, без исследовательской цели);
- целевые (те документы, к-ые были созданы с целью их последующего изучения).
3. По степени персонификации:
- личные (то, что связано с личностью: карточки индивидуального учета, библиотечные формуляры, анкеты, бланки, заверенные подписью, характеристики, выданные конкретному лицу, мемуарные записи и др);
- безличные (данные прессы, протоколы собраний, событийные и статистические архивы и др).
4. В зависимости от статуса:
- официальные (правительственные материалы, постановления, данные государственной и ведомственной статистики, деловая корреспонденция)
- неофициальные (многие личные материалы, статистические обобщения, исследования на основе собственных наблюдений).
5. По источнику информации:
- первичные (составляются на базе прямого наблюдения или опроса);
- вторичные.
Проблема достоверности документальной информации
Первичная информация более достоверная, чем вторичная. Официальные и личные документы, полученные с первых рук более достоверные, чем неофициальные и безличные. Осторожно надо обращаться с целевыми документами, нужно принимать во внимание ту ситуацию, в которой составлялся документ (была ли у составителя мотивация в создании документа и т.д.).
*Нужно четко различать описание событий и их оценку. Два разных человека могут по-разному различать ситуацию.
*Необходимо проанализировать, какими намерениями руководствовался составитель документа.
*Если документ содержит статистическую группировку данных, то нужно выявить основания для этой классификации, т.к. возможно, что с исследовательской целью придется перегруппировать данные.
*Нужно выяснить, располагала ли данная обстановка к объективности.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.