Методы анализа документов:
1) Традиционный (классический) анализ – метод исследования, предполагающий выдвижение определенных гипотез и представляющий собой тщательное изучение существа анализируемого материла, анализ логики текста. Это интенсивный анализ текста.
2) Контент-анализ – перевод в количественные показатели массовой текстовой или как-либо зафиксированной информации с последующей статистической обработкой. Количественный анализ текста нельзя применять, когда мы имеем дело с уникальным документом. Они начинается с выявления смысловых единиц (слова, словосочетания, фразы, которые мы ищем в тексте). В качестве смысловых единиц выступают:
- понятие, выраженное в словах или отдельных терминах (например, слово «приватизация»);
- тема, выраженная в целых смысловых абзацах, частях текстов, передачах. Важно, в каком контексте звучала эта тема;
- имена исторических личностей, политических деятелей и т.д.;
- целостное общественное событие, социальный факт, несущие специфическую смысловую нагрузку (свадьба принцессы Кейт Мидлтон).
Контент-анализ подразумевает под собой определенную цель.
Биографический метод (Ральф Тернер).
Неоконченные предложения (Ольшанский) как специфический вариант открытого вопроса (есть начало фразы, к-ую надо закончить).
Кейс-стади – качественный метод, направленный на изучение отдельной общности или какого-то уникального объекта в совокупности его взаимосвязей. Взаимоотношения в коллективе изучаются при помощи кейс-стади. Это набор качественных методов (наблюдение, стимулирующее наблюдение, беседа, анализ документов, слухов, сплетен). При проведении кейс-стади исследователи активно общаются с респондентами.
Методика проведения фокус-группы – неформальное углубленное интервью с группой лиц, к-ая использует одновременно 3 режима взаимодействия:
- интервьюер – респондент;
- респондент – респондент;
- групповая дискуссия.
При использовании фокус-группы всегда проводится включенное наблюдение и наблюдение. Группа исследователей находится не в комнате наблюдения, а в комнате рядом.
Фокус-группа (80-е гг. 20в.) на Западе, в России – 2-ая половина-начало 90-х гг. 20в.
+ более дешевый метод, чем опрос;
более быстрый метод;
расшифровка текстов при проведении фокус-группы идет быстрее, чем обработка анкет;
высказывания респондентов – это стимулы для рефлексии (мысль о мысли) других респондентов.
Техника проведения:
Участвуют от 8 до 12 человек. Когда людей меньше 8, то дискуссия быстро затихала. Когда людей было больше 12, то кто-то из них становился слушателем. Приглашают тех людей, к-ых можно признать специалистами по той проблеме, к-ая будет обсуждаться. Не рекомендуют в одну и ту же группу приглашать людей старшего и младшего возрастов, людей, чем интервал в возрасте составляет 2 года, начальников и подчиненных, сверхстатусных известных лиц.
Недостатки:
- этот метод дает приблизительные результаты;
- единое место для проведения и время фокус-группы;
- высокие требования к интервьюеру, к-ый проводит фокус-группу (модератор - умиряющий):
а) должен быть опытным;
б) должен располагать к себе;
в) быстрая реакция;
г) хорошая память;
д) должен владеть собой;
е) должен уметь гасить конфликты;
ж) хорошие ораторские способности;
з) хорошее здоровье.
Модератор:
1) поддерживает равномерное участие всей группы;
2) гасит конфликты;
3) возвращает дискуссию в русло обсуждения;
4) дозапускает дискуссию, если она начинает угасать.
Фокус-группу модератор заканчивает при условии, если он 2 раза подряд совершенно точно для себя предсказал, каким будет следующее высказывание в группе.
Обычно собирают от 2 до 8 групп. Если 2 группы выдали один и тот же результата, то 3ую можно не собирать.
Специфика отбора в фокус-группу. Респонденты, пришедшие на фокус-группу, за свою работу получают деньги.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.