4. Дискуссия о специфике методов СР как научной дисциплины
Методы СР схожи с методами в социологии, психологии.
Во-первых, социологи используют общенаучные методы, к-ые могут использовать и соц. работники.
В научной лит-ре ведется дискуссия: является ли СР наукой? Зарубежная наука: явл-ся. Российская наука: не явл-ся.
Проблемная ситуация в области социальной работы
Исходным пунктом любого исследования является проблема. Проблемная ситуация возникает тогда, когда появляется знание о незнании. В соц. плане проблемная ситуация – знания о потребностях людей. Но при этом есть незнание путей, ср-в, способов реализации этих действий. В научном плане проблема – это обнаружение противоречий между новыми фактами и старыми способами их объяснения и разрешения.
Социальная проблема - противоречивая ситуация, поставленная жизнью, носящая массовый характер и затрагивающая интересы тех или иных соц. общностей и институтов.
Классификация социальных проблем
5 подходов классификации соц. проблем:
1) в соответствии с целью исследования:
гносеологические (логико-познавательные, вызваны недостатком информации) и предметные (противоречия, вызванные столкновением интересов тех или иных групп, соц. интересов, создают соц. напряженность);
2) по своему носителю: широкие (семья как соц. институт), узкие (пенсионеры);
3) по масштабу распространенности: международный (глобальный), государственный, региональный, местный;
4) по времени действий: кратко- (забастовка), среднесрочная (адаптация населения к монетизации льгот), длительная (социально-экономические противоречия, порождающий низкий уровень жизни пенсионеров);
5) по глубине противоречия:
одноплановые (затрагивает к-либо из сторон соц. явления/процесса);
системные (отражает дисбаланс всей системы элементов соц. явления/процесса);
функциональные (как результат нарушения ранее сложившихся причинно-следственных связей соц. явления/процесс: ломка устоявшихся взглядов и убеждений в России).
Задания на стр. 15 (на семинаре) по группам.
Тема 3. Планирование и подготовка исследований в области социальной работы
Процесс перевода проблемной ситуации в формулировку проблемы
Для проведения исследования, проблемная ситуация формулируется. Исследователь нащупывает проблему, потом конкретизирует ее с помощью формулировок, после – обнаруживает проблемную ситуацию. В процессе ее формулировки надо стремиться к тому, чтобы получить ее отражение, саму ситуацию. При выдвижении проблемы не следует:
- не нужно выдвигать проблему слишком широкого плана;
- не следует изучать в рамках одного исследования несколько проблем, т.к. это усложняет инструментарий исследований.
Выделяют неск. формальных требований к описанию проблемы исследования:
1) максимально точные разграничения между проблематичным (неизвестным) и непроблематичным (уже известным);
2) отделение существенного от несущественного в отн. проблемы;
3) расчленение проблемы на ее элементы, упорядочение по частным проблемам, по их приоритету.
Формулировка проблемы влечет за собой выбор конкретного элемента исследования, затем – разработку программы исследования. Но перед этим надо формулировку проблемы перевести в исследовательский вопрос (т.е. ради чего затевается исследование).
Разработка программы (стратегического документа) исследования
ПИ – стратегический док-т исследования, включающий методологическую и методическую части.
Методологическая:
1) формулировка и обоснование проблемы;
2) опр-ние объекта и предмета исследования;
3) указание цели и задач исследования;
4) формулировка гипотез;
5) анализ основных понятий.
Методическая часть:
1) стратегический план исследования;
2) определение обследуемой совокупности;
3) характеристика методов сбора первичной инф-ции, хар-ка инструментария для сбора этой инф-ции, хар-ка методов обработки инф-ции.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.